Грузия весной. Тбилиси, Сигнахи, Вардзия

Предыдущие две поездки в Грузию, в июле и в сентябре 2022 года, я описал подробно.

Фотографий и текста там было столько, что пришлось делить записи на части. А еще, вдобавок к этому, я рассказывал о том как добирались, что ели, где жили — что-то вроде справочника по поездке.

В этот раз так не хочу.

Хоть третья поездка была не менее продолжительной и насыщенной, я попробую уложиться в одну запись и хотя-бы сотню фотографий.

Про гостиницы, общепит, достопримечательности, буду говорить не больше чем это уместно в контексте основного повествования, не превращая свой тревел-блог в справочную.

Да, если вдруг кому-то интересно чего это я опомнился спустя столько путешествий, то скажу, что пишу рассказы не в хронологической последовательности. И написание объемного рассказа про Сигнахи, перед этим текстом, порядком меня утомило. Отсюда изменения.

А тепепь к рассказу про мое третье путешествие в Грузию.

6 апреля. Первый день

7 апреля. Второй день

8 апреля. Третий день

9 апреля. Четвёртый день

День первый. Из Гюмри в Тбилиси

Два предыдущих раза я добирался в Тбилиси на перекладных: на такси до Спитака, там пересадка в маршрутку. В этот раз поехал на машине с приятелями, помимо них компанию составили Тёма с Олей, мои друзья и на тот момент еще и соседи.

За нами заехали не самым ранним утром, мы покидали в тачку вещи и около десяти часов тронулись в путь.

Календарно — это была середина весны, но в окрестностях Гюмри, на высотах 1600 и более метров, она только-только начиналась. Едва-едва зеленели поля, а горы и вовсе стояли бурые.

Первую остановку сделали на изгибе трассы перед Ваагнадзором. Оттуда открывается хороший вид на долину реки Памбак.

Высота там меньше и мне повезло пронаблюдать свою любимую пору: когда листва только-только начинает распускаться и на лес будто опускается зелёная дымка. Кроны ещё не скрывают окрестные пейзажи, но зимняя серость исчезает.

Постояли, сделали фотографии, перекусили, поехали дальше.

Красивый старый путепровод возле Туманяна.

Перед границей остановились выпить кофе. Там я сфотографировал укрытую лесами восточную оконечность Сомхетского хребта. Место это на 1300 метров ниже Гюмри, поэтому весна была по расписанию, в разгаре.

Армянскую границу проходили долго, больше получаса. Проверяли подлинность моей и Тёмы регистрации. Всё потому что пограничники в ручном режиме запрашивали информацию в паспортном столе Гюмри. И пропустили нас после того как некий документ (похожий на факс) вынесли из дальнего кабинета и сфотографировали вместе с паспортами. 21-й век, что тут скажешь.

Пока мы ждали внутри КПП, на улице прошёл дождь.

К счастью грузинам на нас было плевать, они молча поставили штамп и пропустили.

Ещё около четверти часа заняло оформление страховки на машину.

Там я сфотографировал милого пса.

Таким образом прохождение границы со всеми ожиданиями и формальностями заняло около часа. В начале второго мы уже мчали по Грузии.

Ещё одну остановку сделали в Садахло, там я купил себе грузинскую сим-карту. На прошлой забыл вовремя пополнить счёт и её аннулировали после пяти месяцев бездействия.

В Садахло я ничего не снимал, а с дороги пара кадров будет.

В начале четвёртого въехали в Тбилиси. Таким образом добирались мы пять часов.

День первый. Первый вечер в грузинской столице. Прогулки по старому городу

Содержание

6 апреля: Из Гюмри в Тбилиси; Первый вечер в грузинской столице. Прогулки по старому городу.

7 апреля: Утро, канатная дорога, Мать-Грузия; Ботанический сад; Вечер. Старый город.

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

По прибытии отправились заселяться. Забросили Тёму с Олей в район Авлабари, где они сняли номер, а сами поехали к площади Горагасали: я там нашёл коморку в частном секторе, в самом сердце старого города.

Снимать жильё в центре, приехав на машине — плохая идея. С парковкой всё плохо. Но нам повезло, крутились всего десять минут, после чего нашли место в паре кварталов от жилья.

Забросили вещи в комнату и пошли в первую попавшуюся на глаза хинкальную: поесть-попить.

Плотный ужин и стопка чачи после голодного дня прибавили сил и настроения, настала пора прогуляться улочками Старого Тбилиси.

Я сперва провёл некоторое время, восстанавливая маршрут прогулки. Хотел расписать маршрут пошагово. А потом думаю: зачем? Старый Тбилиси — это раз, два и обчёлся. За день можно пройти все, абсолютно все его улицы и переулки, а для обзорной прогулки с головой хватит пары часов. Лучше отбросить подробности и поделиться атмосферой.

Вот здесь, на площади Горагасали мы поели и после начали прогулку.

Стены крепости Нарикала, за которыми виднеется купол церкви Святого Николая.

С мест широких, проходных, ныряем в узкие ламповые.

Почти в каждом дворике что-то происходит.

Старый Тбилиси — удивительное сочетание запущенной старины с модными кварталами и вылизанными, рестарированными точками. Иногда эти зоны сепарируются, иногда переплетаются.

Вот, например, ухоженный балкон, на старом облупленном доме.

Два милых оконца.

Я млею от эстетического удовольствия при виде грузинских резных балконов, галерей, веранд.

Тбилисская эклектичность наглядно: по сторонам разной степени запущенности дома; впереди — вылизанное здание.

И вот вроде-бы должны нравится вот такие места.

А меня больше привлекают такие.

И не потому что я разруху люблю. Ремонтировать города нужно. Но неосторожная реставрация может смыть патину времени, а вместе с ней разрушить атмосферу места.

В этот вечер мы не только по закоулкам ходили. В лощёные туристические кварталы заглядывали. Но их я в прошлый раз показывал, да и вообще: там без меня много фото сделано. Поэтому продолжу показывать милые моему сердцу потёртые проулки.

А вот это, пожалуй, мой любимый снимок из этой поездки.

Прежде чем вернуться в номер, перевести дух, заглянули на импровизированную обзорную точку со складскими поддонами вместо лавочек. Полюбовались панорамой вечернего города.

Потом пошли искать где бы пива попить, да еды поесть.

Долго кружили среди нарядных уличных веранд, но то сердцу не мило было, то кошельку.

В хинкальной, куда мы заглянули сразу по приезду, шот чачи стоит четыре лари. В рядах гламурных кафе с фото выше мы не нашли стопки дешевле двенадцати лари. И не забываем к этому добавить от десяти, до двадцати — в зависимости от наглости заведения — процентов за обслуживание.

В общем, пока нашли приличное и при этом не обнаглевшее заведение, ещё немало шагов накрутили. А нашли в ста метрах от гостиницы, даже слегка обидно стало: могли не устраивать прогулку номер два.

После плотного ужина случилась третья прогулка: пошли в район Авлабари, провожать Тёму с Олей до их гостиницы. Туда дошли, а обратно сил не хватило — вернулись на такси.

Рандомный кадр с тех тёмных улиц.

И на этом первый день путешествия завершился.

День второй. Утро, канатная дорога, Мать-Грузия

Содержание

6 апреля: Из Гюмри в Тбилиси; Первый вечер в грузинской столице. Прогулки по старому городу_.

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

Этот день я начну фотографией котейки, что пришёл ко мне когда я пил кофе на веранде.

Малая горлица.

Удивительно было наблюдать как птицы таскают еду из миски прямо под носом у скучающего кота.

Вообще, я встал довольно рано, но мои товарищи оказались любителями поспать подольше, поэтому выбраться из номера нам удалось только ближе к полудню.

Тёма с Олей, кстати, вышли пораньше нашего и к этому времени уже бегали где-то по своим делам.

Мы наметили встречу на «нейтральной» территории, у нижней станции канатной дороги — Парк Рике, куда и направились.

Путь лежал через мост Метехи мимо одноимённого храма, стоящего на скале.

Станция канатной дороги расположена сразу за мостом, на площади Европы. Этот снимок я сделал оттуда. На нём хорошо видны: мост, который только что прошли; канатная дорога, к которой идём; старый город, над которым поедем; статуя «Мать-Грузия», до которой дойдём.

Что-то около двадцати минут проторчали на площади, дождались ребят, потом ещё около десяти минут провели в очереди на канатную дорогу и вот она, очередная кабинка готова принять нас на борт.

Полетели над рекой.

Полетели над Старым Тбилиси.

Прилетели на вершину холма Сололаки, на котором стоит монумент. Вид оттуда открывается что надо!

Правда, верхняя станция канатки — Нарикала — расположена чуть в стороне от монумента, поэтому к нему надо ещё идти пешком.

Мимо сувенирной вакханалии.

Мимо старого дома и ряда деревьев.

И вот он монумент. Наверху оценить скульптуру можно только со спины.

За спиной у статуи расположен Ботанический сад — следующая точка маршрута.

День второй. Ботанический сад

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

Чтобы попасть в Ботанический сад, нам пришлось вернуться к станции канатной дороги.

Там, справа от неё есть лестница, уводящая вниз на южный склон холма, в долину речки Цавкисисцкали, в которой и расположился сад.

Но прежде чем спуститься вниз, можно глянуть ещё раз на крепость Нарикала.

Хотел в неё попасть, но не сложились время и маршруты. Так что как-нибудь в другой раз.

Вход в Ботанический сад платный. Не помню точно сколько с нас взяли, но что-то не очень дорогое.

Касса стоит внизу, у подножия лестницы.

Сад в тот день — настоящее царство победившей весны: всё цветёт, зеленеет, птицы поют, солнце светит, тепло!

Невооружённому взгляду может показаться, что ландшафты и природа тут не сильно отличаются от тех же краснодарских, но при внимательном рассмотрении, детали выдают что мы гораздо южнее! Кактусы, например.

Сад большой, очень. Мы прошли его дорожками около полутора километров и, судя по карте, это не самая большая часть парка.

Классная лестница: древесные срезы, залитые бетоном.

Пешеходный мостик через реку, стоит аккурат возле водопада.

Железная сова.

Ботанический котейка.

Аншлаг у водопада.

Но это просто одна из главных точек притяжения на территории сада, поэтому все идут туда и стараются хотя бы ненадолго задержаться. В остальном парк был немноголюден и приятен для пребывания.

Схема сада красива.

Ещё один мостик.

Примерно в том месте я понял, что в крепость (её видно в углу кадра) сегодня не попаду. Подумал, что отмеченная на карте лестница уведёт наверх к крепостным стенам, а она завела в тупик.

Возвращаться не стали и без подъёма на холм вышли в город.

На Нарикалу оставалось смотреть со стороны.

А прежде чем глава завершится, позвольте показать два примера крутого оформления шкафов с электрическими счётчиками.

День второй. Вечер. Старый город

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

После Ботанического сада сели обедать в очередной хинкальной неподалёку от гостиницы. Подкрепившись пошли в сторону Галереи: Тёма с Олей хотели туда заглянуть за вещами, а у нас с оставшимися ребятами было одно дельце чуть дальше, но по пути.

Пошли пешком через старый город.

Снимок вот этого переулка тоже мог бы побороться за звание любимого фото этой поездки.

Развилка.

Котейка.

Потрясающий дворик.

В противовес ему медленно разрушающийся дом. Я выше говорил, что мне нравится лёгкая степень запустения, патина времени. Но тут уж через край.

Мягкий вечерний свет каждому проходу добавлял сто очков атмосферности.

Приближалась площадь Свободы.

Там наша команда разделилась. Одни остались в «Галерее», другие пошли дальше.

Мы порядочно ушли пешком по проспекту Шота Руставели. Но вот незадача — у меня случился продолжительный телефонный разговор. Я шёл, смотрел, говорил, но не фотографировал. Может быть и к лучшему, а то и так фотографий для одной записи через край.

А вообще, этот день был днём рождения Оли, поэтому чуть позже мы снова собрались вместе и принялись отмечать. Сперва затарились отменным грузинским вином и пошли на обзорную точку, на поддоны. После вернулись к нам в номер и там гудели до четырёх утра.

Не думаю, что в публичном блоге стоит показывать фото с частной вечеринки, поэтому на этом моменте глава завершается.

День третий. Хмурая дорога в Сигнахи

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

Котик на месте. В то утро грустный, как и я. И печалился я не столько от последствий минувшего веселья, сколько от того, что погода пыталась испортить нам поездку в Кахетию.

Да, утро третьего дня встретило дождём, сыростью и холодом.

Что делать? Мы сомневались: может быть остаться в номере? Но потом решили, что план есть план и надо ехать.

По мере продвижения на восток погода не улучшалась.

После того как свернули с трассы и начали подъём к Сигнахи, машина погрузилась в молоко.

Ближе к городу облака приподнялись, позволили глянуть на него со стороны.

Гулять под моросящим дождём неприятно. Поэтому мы отправились обедать. И стоило зайти в кафе, как небеса разверзлись и полил такой силы ливень, что стало не по себе.

Какие прогулки? Тут бы до машины после еды добраться...

Но, надо сказать, дождь способствовал неспешной и вдумчивой трапезе: торопиться некуда.

День третий. Солнечная прогулка по Сигнахи

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

Спустя час с небольшим ливень резко прекратился. Мы вышли на террасу. Стало светлеть: не по минутам, по секундам. В какой-то миг облака за спиной треснули, длинный, ярко-синий разрыв протянулся с запада на восток, через него в долину ворвался солнечный свет.

Зажглась радуга.

Запарили крыши.

Не прошло трети часа, как тучи сдвинулись далеко на север, а над городом окончательно установилась ясная погода.

Мне кажется, это был один из самых чудесных моментов, случавшихся со мной. Ощущение подлинного волшебства, фотографиям и словам его не передать.

К тому моменту мрак непогоды растворил все надежды хорошо провести день. Я смотрел на стену дождя и смирился с тем, что сейчас закончим обедать и под дождём побежим к машине, потом мокрые и злые по тёмной трассе поедем обратно в гостиницу. И прогноз погоды мои опасения поддерживал. Но в один миг всё перевернулось с ног на голову и паршивый день стал чудесным.

Так что после того как закруглились с обедом, пошли в город.

Классический сигнахский вид. Много раз выкладывал его в разных местах, но не могу удержаться от того чтобы сделать это снова. Ну ведь хорош же!

Солнце шпарило вовсю, но высушить улицы за полчаса не успело, поэтому плитка в парке блестела и переливалась.

Дошли до площади Ираклия II.

А куда это мы шли через весь город? Ну да, в «Слёзы Фазана»: нельзя приехать в Сигнахи и не зайти туда.

Дворик там уютный.

Но долго не задерживались: пропустили по бокалу и пошли дальше.

Вечерело, свет становился мягче.

Облака далеко умчались. Даже хребет стало видно.

Крыльцо. Явно требует внимания, но такое красивое.

Половина седьмого на часах. Остаются считанные метры до машины, пора возвращаться в столицу.

Здесь замечу, что Сигнахи — чудесный город. Я его люблю. Но это был моя третья встреча с ним, поэтому в этот раз много не фотографировал, а показываю и того меньше. Кто хочет посмотреть город внимательнее, добро пожаловать в мою запись про сентябрьское путешествие 2022 года. Тогда с братом провели в Сигнахи три дня. Я прошел город вдоль и поперёк несколько раз и снял всё что можно снять.

А это рандомный кадр с обратной дороги в Тбилиси. Он завершает эту главу.

День четвёртый. Дорога в Вардзию

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

Третье утро. Котейка на месте.

Этот день завершал путешествие. Мы проснулись, выпили кофе, собрались, оставили под ковриком ключи от номера и пошли к машине.

Ехать в Гюмри можно по-разному. Есть кратчайшая дорога: та, которой приехали. А есть путь через Гори, Боржоми, Ахалцихе. А там и Вардзию можно посмотреть. Ребята её не видели, поэтому остановились на втором маршруте.

Погода была такой, будто предыдущего утра и не было: тепло, сухо, солнечно, безветрено.

Без двадцати минут полдень. Мы выезжаем из Тбилиси, на горе можно заметить монастырь Святого Креста (Джвари), в котором я был летом 2022.

За сорок минут домчали до Гори, там первая остановка — подкрепиться в придорожном фастфуде.

С утра были идеи заскочить в Боржоми, но просыпаться рано мои спутники не умели, поэтому все возможности посмотреть побольше по пути мы проср… проспали. Расчёты показывали, что кроме Вардзии ничего не увидим.

Хотя ладно, чего это я ворчу. Даже если никуда не заезжать, то сама дорога туда чего стоит!

После Хашури покинули скучную четырехполосную магистраль и ушли на маленький извилистый серпантин, петляющий по долине Куры. Вот там очень красиво.

На одном из поворотов, спустя несколько километров после Боржоми, сделали техническую остановку. Моё внимание привлекла поляна сбоку от дороги, за которой явно был обрыв. Не поленился и отошёл сотню метров от авто. Не зря: взору открылся прекрасный вид на излучину Куры.

Постояли, посмотрели и поехали дальше.

В этот раз мы Боржоми проскочили, но в прошлый мне удалось немного прогуляться по городку. Посмотреть фото оттуда можно тут.

После Ахалцихе пейзажи меняются, леса расступаются. Полностью они не исчезают, местами пятна древесной растительности на склонах встречаются, но голых склонов вокруг становится на порядок больше.

Ещё одну остановку сделали у Хертвиси, под одноименной крепостью. Но её я покажу позже, а пока будет очередная фотография Куры.

Следующий чекпойнт — смотровая площадка над каньоном Куры, не доезжая пары километров до Вардзии.

И вот, спустя пять часов пути мы оставляем на парковке авто, покупаем билеты (пятнадцать лари с носа) и прыгаем в микроавтобус (плюс два лари), который везёт наверх, к старту тропы через пещерный монастырь.

День четвёртый. Вардзия

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

О самой Вардзии я подробно рассказывал в рассказе о своём первом путешествии в эти края. В этот раз ограничусь буквально несколькими фотографиями.

Вид на долину с высоты начала тропы через монастырь.

Взгляд изнутри одной из многочисленных рукотворных пещер.

Путь через подземелья.

Своим устройством Вардзия напоминает огромный муравейник.

Очередной проход в скале.

Маршрут через монастырь окончен, благоустроенная тропа под его стенами возвращает нас к парковке.

Но перед финальным рывком домой надо поужинать. Отмечу, хинкали там были отменными!

День четвёртый. Возвращение в Гюмри

9 апреля: Дорога в Вардзию; Вардзия; Возвращение в Гюмри.

Семь часов вечера. Мы поужинали, сели в машину и приготовились сделать финальный рывок домой — 130 километров.

Выше я не показывал крепость Хертвиси, потому что лучший её снимок сделал позже.

По мере приближения к армянской границе мы забирались всё выше и выше, зелени за окном становилось всё меньше и меньше.

Случайный кадр из окна где-то в Ахалкалаки.

Гора Диди-Абули, высота 3301 метр.

Ближе к девяти часам вечера подъехали на КПП.

Тепло, расположенного в низине Тбилиси, меня разбаловало. Когда вышел из машины на границе, то немного опешил. На улице было около нуля, виднелись снежные пятна.

Границу прошли без проблем. Абсолютно пустые КПП со скучающими пограничниками внутри. Это вам не суетливый Садахло.

Ну а дальше мы погрузились во тьму армянских дорог.

Знаю, что там активно идёт ремонт, возможно за год многое поменялось. Но в апреле 2023-го это был ад. Разбитая дорога, кромешная тьма… Никак не получится сказать, что мы на трассе федерального значения.

Небольшую остановку сделали в Ашоцке.

Оттуда до Гюмри рукой подать.

Вот так закончилась наша четырёхдневная поездка в Грузию, в апреле 2023-го года.