Кропоткин
Путешествие началось: 10 сентября 2013 года.
Путешествие завершилось: 11 сентября 2013 года.
Рассказ опубликован: 4 мая 2024 года.
Это седьмой выпуск из серии фотоочерков о городах и сёлах Краснодарского края. Поехал к другу в гости, а заодно как следует погулял по городу, собрав материала на очерк.
Этот текст написан в 2013-м году. Если с чем-то из написанного тогда я категорически не согласен в 2024-м, пишу дополнения, но первоначальные формулировки не трогаю.
Кропоткин — средний брат из трёх самых восточных городов края, он по населению чуть больше Тихорецка, но почти вдвое меньше Армавира. Кропоткину повезло, что он стал городом, ведь долгие годы это был всего-лишь Пост у горелого дуба, да, именно так он назывался, там кучка казаков следила, чтобы черкесы не пробрались тайком на север.
Но вдруг построили железную дорогу и военный пост в три калеки внезапно превратился в хутор Романовский, который быстро стал транспортным центром и в 1921-м получил статус города и имя известного теоретика анархизма, князя Кропоткина, который в том же 1921, на 79-м году жизни мирно почил от воспаления лёгких.
Кропоткин начался с автостанции, настолько унылой, что от неё хочется как можно скорее убежать.
Вокзал стоит почти на окраине, чтобы попасть в город нужно пройти через неожиданно чистый и аккуратный, без единой надписи, подземный переход.
Сразу за переходом ждёт нечто, напоминающее парк, посередине которого стоит кусок бетонной трубы, зачем-то огороженный заборчиком. Оказалось — памятник расстреляным в годы войны.
UPD из 2024-го: Нынче столько развелось одноклеточных ранимых оскорбляющихся на каждый чих душ, что я даже сделаю отдельную ремарку: если говорят, что памятник — говно, это не значит, что имеют что-то против тех кого поминают, это значит, что имеют мнение о том, что памятник — говно и те кого поминают достойны большего и лучшего.
Вижу страшный странный дом.
Всё, что в нём есть хорошего — крохотные таблички с названиями улиц. Изящны. Даже под слоем ржавчины и краски. А вот новые... Высший идиотизм делать названия улиц заодно с рекламой — преступление против города.
Чем ближе к центру, тем интереснее. Неплохие уличные стенды советской закалки.
Прекрасное здание дореволюционной постройки. Когда дома с такими замысловатыми архитектурными деталями красят контрастными цветами, это — здорово, выглядит потрясающе.
Возле красоты нашёлся колхоз — три «шедевра» в одном флаконе.
Рядом, в квартале, школа, которая привлекла моё внимание. Красивое, старое здание, строившееся в несколько этапов.
Окружённое старыми корпусом и бывшим учительским общежитием.
Кропоткин, всё-таки, небольшой. Чуть меньше часа ходьбы от края и вот мы на привокзальной площади — в cердце города. Площадь хороша, но сперва ложка дёгтя.
За ней ещё капелька
А теперь «мёд» — вокзал.
Он бесподобен, один из самых красивых вокзалов, которые я видел. Некоторые элементы очень напомнили детали Брестской крепости. Красота.
Также на площади можно обратить внимание на здание госбанка, укрывшееся за деревьями.
И неплохо выглядит киноМИРтеатр
За площадью начинается один из лучших кварталов Кропоткина. В какой-то момент там может показаться, что находишься в городе раза в четыре большем, но никак не в простом районном центре. Здание администрации, исполненное в типичном, простите за тавтологию, административном советском стиле.
Старинный дом с коростой.
Опрятная жилая двухэтажка, люблю такие, но тоже не без язвы в виде уродского балкона.
На том же квартале есть еще одно, очень интересное жилое здание с прекрасными балконами.
Здорово выглядит, а ведь таки тоже подпортили.
В минуте ходьбы от многоэтажки и центральной улицы — рынок. Рынок такой же, как и везде.
Возле рынка есть церковь. Сама церковь построена в начале прошлого века, а вот колокольня рядом с храмом достроена совсем недавно. Церковь с претензией на красоту. Претензия принята, но частично. Уж больно «картонно» выглядит всё, что не из кирпича.
Возле церкви нельзя парковаться.
Дом. Женщина на лавочке сообщила: 1846 года постройки. Не такой большой, совсем не такой ухоженный, но такой же классный, как и вокзал.
Какая арка! Глаз не оторвать.
Дорога спускается к затону.
Когда-то тут был благоустроенный пляж, а сейчас как-то так.
Когда-то тут пролегало русло Кубани.
Теперь Кубань бежит другой дорогой.
Возле реки еще один монумент.
UPD из 2024-го: в первой версии текста я монумент выше не понял и обосрал, позже поправил формулировку на нейтральную. Сейчас же считаю его очень и очень хорошим.
Кстати, это уже другая окраина. Кропоткин приветствует гостей скелетом химического комбината, некогда одного из градообразующих предприятий. Если-бы не железная дорога, то закрытие этого предприятия могло бы стать смертельным для города.
Вообще, находясь в Кропоткине испытывал странное чувство. Город, вроде-бы, провинция провинцией, но дух у него индустриальный, есть что-то такое брутальное и строгое в этом городе, ощущаемое подсознательно. Объективного объяснения этому не нашел, хотя работающие предприятия, всё-таки, есть.
Пивзавод. Вкусен... Простите, красив и пиво вкусное.
Маслоэкстракционный комбинат.
Возле которого стоит дедушка Ленин.
А вот и снова центр. Очередной красивый дом.
Старые часы и диалог за спиной:
— Что он делает?
— Фотографирует.
— Зачем он часы фотографирует?
— Шпион.
Городской парк.
В парке ряд выдающихся голов.
Красивый фонтан. Новый. Из тех, у которых есть шанс лет через 100 стать достопримечательностью.
UPD из 2024-го: фонтан выше — полное говно, никакой достопримечательностью он не станет.
И ещё один Ильич.
Центр осмотрел. Сажусь на автобус и еду в район за железной дорогой, в народе Филипповку. Кстати, на остановке классное расписание, почти новое, но в лучших традициях недавнего прошлого.
Филипповка скучна.
Там только парк победы.
И тоска.
Только ближе к железной дороге и центру снова начинает попадаться что-то интересное.
Ремонтируют переезд.
Железная дорога — это всё для Кропоткина, благодаря ей он стал городом, благодаря ей он и живёт, и развивается дальше. Словно хребет она пронизывает городские кварталы, словно хребет она держит жизнь в этом месте, как-никак, почти половина города так или иначе работает в или на РЖД.
— А раньше за это сажали — Ворчит за спиной дед, когда я фотографирую с пешеходного моста пути. Раньше сажали, а сегодня нет и я имею возможность рассказывать о городах края и в частности о Кропоткине, городе, который мне понравился. Есть огрехи, но куда без них, в нашей глубинке?
P.S. И покажу-ка я ещё раз железнодорожный вокзал. Ну, ведь прекрасен!
UPD из 2024-го: а теперь снова за такое посадить могут, дед должен быть доволен.