Автомобильное путешествие по Армении. День 3. Перевал Варденяц, монастырь Татев, Спандарянское водохранилище, монастырь Нораванк.

Возможно, кто-то попадёт в этот пост напрямую, поэтому я повторю предысторию путешествия, описанную в корневой записи.

Предыстория

В середине лета в Армении гостила моя подруга, Катя. Оба имели в наличии жгучее желание посмотреть как можно больше мест в стране, и не только в окрестностях Гюмри. Вот только логистика для этих планов выходила сложной. Мы немного почесали репу и поняли, что лучшим решением будет арендовать автомобиль.

Иллюзий не питали: в наличии было три дня, а за такой короткий срок можно было рассчитывать только на обзорную экскурсию с посещением ограниченного количества точек. Но даже с таким раскладом путешествие вышло куда более насыщенным, чем если бы мы передвигались на перекладных, без своих колёс.

Если вы не видели предыдущие записи, то почитайте про первый и второй дни этой поездки.

Долгая дорога в Татев

Мы не стали повторять ошибки минувшего дня: встали пораньше, быстро собрались и в восемь утра выехали из гостиницы. В этот день нам предстояло добраться до Татева, почти на самом востоке страны. При этом мы хотели до заката успеть вернуться в Ереван, чтобы не ночевать в столице, а сразу сдать машину и уехать домой.

Улица Хачатура Абовяна в Мартуни.

Улица Хачатура Абовяна в Мартуни

Сразу за Мартуни расположилась деревня Геховит. В ней мы слегка сбились с курса и вместо того чтобы поехать по центральной улице попали в самое сердце села.

Улицы деревни Геховит

Домик в Геховите.

Домик в Геховите

Как только мы выехали из жилой зоны дорога начала забираться наверх. На одном из поворотов притормозил и сфотографировал вид на Геховит, Мартуни и утопающий в утренней дымке Севан.

Вид на Геховит, Мартуни и утопающий в утренней дымке Севан.

Дорога бежала по холмистой равнине, укрытой медленно выгорающими на солнце, но всё ещё зелёными пастбищными лугами.

Дорога от Мартуни на юг к Селимскому перевалу

Лишь где-то вдали возвышались горные хребты, на некоторых вершинах которых всё ещё блестели жилы не растаявших с зимы снежников.

Зеленые равнины и горные хребты вдали — ландшафты по бока от дороги от села Мартуни на юг

В одном месте у самой обочины паслась лошадь. Мы не удержались и остановились.

Черная лошадь

Мне даже удалось погладить красотку.

Человек гладит черную лошадь

Домики у дороги.

Домики в поле, у трассы к югу от Мартуни

Поехали дальше. Приближался Варденисский (Южногокчинский) хребет, через который мы должны были вскоре перебраться на Селимском перевале высотой в 2410 метров.

Трасса на подъезде к Селимскому перевалу с севера

Двигаясь от Севана к Варденисскому хребту, мы плавно переваливались с одного холма на другой. Те пятьсот метров, на которые Селимский перевал выше уреза воды Севана, мы набирали на протяжении двадцати пяти километров.

Но на южной стороне нас ждали совершенно другие перепады высот и ландшафты, на которые открылся потрясающий вид сверху.

Это долина реки Сулема. Спустя пятнадцать километров она вливается в Ехегис, правый приток Арпы, текущей из окрестностей Джермука к Араксу.

Вид с Селимского перевала на юг

Горные склоны с этой стороны были круты, а вершины заметно острее севанской стороны. Зелёные тона на них ещё сохранялись, но чем дальше на юг, тем больше площади съедала бурая палитра выгоревшей травы, каменистых осыпей и скальных обнажений.

Трасса на южном спуске с Селимского перевала

Виды с южного спуска с Селимского перевала на долину реки Сулема

За двадцать пять километров после перевала мы сбросили 1200 метров высоты. К этому времени зелень почти покинула окружающие нас склоны.

Шоссе, идущее на юг от Селимского перевала

Спуск с Селимского перевала и некоторую часть пути по долине Сулемы я заснял на видео.

За Гетапом свернули вправо, на М2 и покатили на восток, в сторону Гориса.

Трасса М2

Следующие восемьдесят километров я не фотографировал, а пытался как можно быстрее приблизиться к Татеву. Отчасти, мог себе это позволить, так как возвращаться планировали той же дорогой и чуть поснимать можно было на обратном пути.

Примерно на середине этого отрезка мы покинули речную долину и, поднявшись на перевал Воротани, перебрались на восточную сторону Зангезурского хребта.

За перевалом пейзажи снова поменялись. На смену бурым скалистым склонам и острым вершинам, что сопровождали нас в пути по долине Арпы пришли поросшие разнотравьем пологие бока холмистых гор. Щербины скальных обнажений на их склонах тоже наблюдались, но плавность линий и бледно-зелёные тона преобладали в ландшафте.

Трасса М2, в сторону Гориса, к востоку от перевала Воротан

Совсем без остановок доехать до Татева не вышло. Голодное утро дало о себе знать и в Шаки мы остановились перекусить в придорожном ресторане. Место называется «Татни». Рестораном на карте оно, конечно, громко зовётся, по формату — обычная кафешка на трассе. Но еда вкусная, персонал приветливый, интерьер уютный.

Внутри кафе «Татни». Село Шаки

После завтрака проехали ещё 40 километров без остановки, не так уж мало когда вокруг постоянно есть что-то красивое и хочется не выпускать из рук фотоаппарат.

Не доезжая десяти километров до Гориса свернули вправо на трассу Н-46, одну из центральных транспортных артерий Сюникской области, ведущую к иранской границе. И по совместительству, по ней же пролегает наиболее удобный и красивый путь к Татеву.

Перед селом Шинуайр нашёл красивую остановку, отстроенную в стиле советского конструктивизма.

Старая советская автобусная остановка в стиле конструктивизма. Возле села Шинуайр

А вот вид на само село. Вдали просматривается прикрытый дымкой провал Воротанского ущелья, через которое вскоре придётся перебираться.

Вид на село Шинуайр

Перед началом спуска остановились ещё раз. На фотографии видно село Халидзор, тросы канатной дороги и сам каньон реки Воротан, чья глубина достигает семиста метров.

Село Халидзор и Воротанское ущелье

Дорога, по которой предстояло ехать дальше вниз.

Дорога, пересекающая Воротанское ущелье

Но лучше всего спуск и кусочек подъёма на противоположную стену ущелья проиллюстрирует видео.

И вот, отмахав за четыре часа 190 километров, мы приехали в Татев.

Вход в монастырь Татев

Через старые ворота.

Старые ворота монастыря Татев

Зашел внутрь комплекса. Справа от ворот (если смотреть со двора) расположилась церковь Сурб Аствацацин.

Церковь Сурб Аствацацин в монастыре Татев

Главный храм комплекса — Сурб Погос-Петрос, справа от которого рядышком разместилась небольшая Церковь Григория Просветителя.

Сурб Погос-Петрос. Монастырь Татев

Церковь Григория Просветителя. Монастырь Татев

Внутри.

Внутри Церкви Сурб Погос-Петрос. Монастырь Татев

Особенно мне понравился набор сооружений, разного назначения, расположенных к югу от главного храма. Там и пекарня, кухня, трапезные, резиденция Епископа. Везде можно заходить внутрь, из окон открываются прекрасные виды на Воротанское ущелье.

Интерьеры различных помещений монастыря Татев

Интерьеры различных помещений монастыря Татев

Интерьеры различных помещений монастыря Татев

Вид из окна в монастыре Татев на Воротанское ущелье

Интерьеры различных помещений монастыря Татев

Потом я отправился осматривать музей, расположившийся в помещении общежития.

Музей в помещении общежития. Монастырь Татев

Там расположилась внушительная коллекция хачкаров и прочих древностей.

Хачкар в монастыре Татев

Хачкар в монастыре Татев

Древняя доска с крестом в музее монастыря Татев

А вот интерьеры дома паломников.

Интерьер дома паломников. Монастырь Татев

По монастырю гуляли около часа. Я бы с удовольствием провёл больше времени в этом чудесном уголке, да вот только нас ещё ждали почти триста километров дороги до Еревана.

Сели в авто и двинулись в обратный путь. Первые километры дороги от Татева — спуск по правому борту Воротанского ущелья, я заснял на видео.

Дорога от Татева полна иранских грузовиков, экзотичных моделей.

Старый иранский грузовик в Воротанском ущелье

Старый иранский грузовик Вольво по дороге к Еревану

При этом иранские дальнобойщики — крутые ребята. На дороге вежливы и учтивы, здорово помогают знаками на сложных участках: когда обогнать можно, когда лучше притормозить.

Вот очередная группа бензовозов остановилась у обочины возле села Шаки.

Иранские бензовозы у обочины в районе села Шаки

Сразу за Шаки и я остановился на несколько минут, чтобы сфотографировать окрестности.

Слева, за ближайшим холмом, прячется село Шаки. Впереди, в просвете долины реки Воротан, виднеются кварталы Сисиана. Справа, на горе Ухтакерц, стоит вышка, назначение которой, осталось для меня тайной. Впереди, вдаль уходит долина реки Айригет, справа её подпирает Зангезурский хребет, слева отрог Кяпрюсар, являющийся частью Баргюшадского хребта.

Вид с трассы М2 на юг в районе села Шаки. Гора Ухтакерц. Сисиан.

Не доезжая Спандаряна, слева сфотографировал гору Арорак.

Гора Арорак

А вот следом вид чуть правее Арорака: 1) гора Сискатар, часть Зангезурского хребта, 3093 м; 2) гора Кочаберд, 2449 м; 3) гора Айциц, 2267 м.

Вид с трассы М2. Зангезурский хребет. Горы: Сискатар, Кочаберд, Айциц

Может показаться, что гора Кочаберд поднимается сразу за полем, однако, от глаз скрыт глубокий разрез Воротанского ущелья, отделяющий ее от дороги. В этом месте Воротан не так глубоко врезался в землю как возле Татева, но всё равно каньон глубиной свыше 200 метров должен был впечатлить. Однако, я не глянул на карту и не знал что за скромной поляной было что ещё посмотреть.

А вот Спандарянское водохранилище на виду. Остановились снять его со стороны.

Спандарянское водохранилище. Вид сверху

И спустились к урезу воды.

На берегу Спандарянского водохранилища

К этому моменту мы уже который час изнывали от жары. К водохранилищу подъехали, желая искупаться. Однако, на берегу жара куда-то отступила, от воды веяло прохладой, тянул свежий ветер, да еще и рыбаков на берегу полно оказалось. В общем купаться мы передумали. Сделали несколько кадров и поехали дальше.

Трасса М2 на подъезде к Воротанскому перевалу с востока

Следующую остановку сделали на Воротанском перевале.

Воротанский перевал

Там, на высоте 2344 метра, нас ещё окружала налитая соком зелень альпийского разнотравья.

Виды, открывающиеся с Воротанского перевала

Но потом дорога побежала дальше, на запад и вниз, долиной реки Дарб к той самой, окружённой бурыми пиками долине Арпы.

Трасса М2 к западу от Воротанского перевала. Долина реки Дарб

Вот здесь хорошо видно. Смотришь назад, там зелень.

Виды с трассы М2 к западу от Воротанского перевала. Долина реки Дарб

А впереди всё рыжее.

Виды с трассы М2 к западу от Воротанского перевала. Долина реки Дарб

Долина Арпы — это много камня.

Скалы и горы возле трассы М2. Долина реки Арпа

Количество красивых скал, окружающих дорогу зашкаливает.

Скалы и горы возле трассы М2. Долина реки Арпа

Скалы и горы возле трассы М2. Долина реки Арпа

Скалы и горы возле трассы М2. Долина реки Арпа

А вот этот вид, снятый к востоку от села Малишка, вовсе покорил моё сердце.

Вид на коричневые горы и поле с трассы М2. Окрестности села Малишка.

Тем временем жара разогналась по полной, быстро добралась до отметки в сорок градусов и поползла дальше. Кондиционер в машине не работал, поэтому сказать что мы помирали — ничего не сказать.

Приборная панель. На термометре 41 градус

Желая снять очередной вид, я остановился на обочине под небольшим деревцем. Остановился и простоял там минут десять, не желая уезжать из живительной тени. Единственное о чем сожалел в ту минуту, так это о том что не искупался в водохранилище.

Внутри автомобиля

А вот и сам вид.

Вид с трассы М2 неподалеку от села Арпи

В селе Арпи нашли аистов.

Аисты

К западу от села Арпи долину Арпы, а вместе с ней и бегущую вдоль реки трассу, стиснули могучие каменные стены.

Трасса М2. Участок между селами Арпи и Арени. Скалистый каньон реки Арпа

Трасса М2. Участок между селами Арпи и Арени. Скалистый каньон реки Арпа

Но ещё более красивый каньон ждал нас впереди. Дело в том, что мы приближались к монастырю Нораванк — последней точке нашего путешествия.

Не доезжая километра до села Арени, навигатор сообщил что пора сворачивать влево. Сперва я подумал, что случилась ошибка, ведь слева стояла мощная каменная стена. Но присмотревшись лучше, понял, что всё верно: скалы расступились и в узкую расселину убегала дорожка, которая и должна была вывести нас к монастырю.

Дорога к монастырю Нораванк. Каньон

Пару километров узкая полоска асфальта вилась меж могучих каменных стен, но чуть дальше горы расступились и мы оказались в широкой долине, полной причудливых красноватых скал. На оттенки бурого я уже насмотрелся, но вот красных тонов до этого момента еще не видел.

Красные скалы, окружающие дорогу к монастырю Нораванк

А вот и он — монастырь Нораванк.

монастырь Нораванк

Сурб Аствацацин (Церковь Святой Богородицы) — главный храм комплекса. Иначе ещё зовётся Буртелашен, в честь Буртела Орбеляна, князя финансировавшего строительство. Это двухэтажная церковь. На первом этаже были устроены усыпальницы княжеской семьи Буртела, на втором, куда ведут узкие ступени, расположилась молельня.

Сурб Аствацацин (Церковь Святой Богородицы). Монастырь Нораванк

Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами.

Барельеф на входе в Сурб Аствацацин (Церковь Святой Богородицы). Монастырь Нораванк

А вот вторая церковь комплекса, точнее две совмещённые церкви и притвор: Церковь Святого Степаноса Первомученика и Церковь Святого Григора.

две совмещённые церкви и притвор: Церковь Святого Степаноса Первомученика и Церковь Святого Григора. Монастырь Нораванк

Немного внутреннего убранства храмов.

Внутренние убранства церквей монастыря Нораванк

Внутренние убранства церквей монастыря Нораванк

Внутренние убранства церквей монастыря Нораванк

И пара фрагментов вида, что открывается с высоты монастырского комплекса Нораванк.

Виды на горы, окружающие монастырь Нораванк

Виды на горы, окружающие монастырь Нораванк

Ну а мы осмотрели монастырь и двинулись дальше в Ереван.

На обратном пути сфотографировал с обратной стороны то самое ущелье, о котором говорил выше.

Дорога к монастырю Нораванк

Вид с трассы в районе села Арени.

Трасса М2. Село Арени

Вообще, к этому моменту время нас поджимало очень сильно и я снова ехал, ехал, ехал, оставляя в стороне множество интересных видов. Да, немного покусывал локти, но что поделать.

Вот, покажу только один вид возле села Чива.

Вид с трассы М2, открывающийся в районе села Чива

И вид на Арарат, открывающийся на подъездах к селу Ерасх.

вид на Арарат, открывающийся на подъездах к селу Ерасх

Вот этим кадром я и завершу рассказ.

Нам удалось ровно к восьми, как договаривались, добраться до прокатной конторы. Сдали автомобиль, сели на маршрутку до Гюмри и глубокой ночью были дома.