Тамань
Путешествие состоялось: 23 января 2014 года.
Рассказ опубликован: 23 ноября 2024 года.
Это десятый выпуск из серии фотоочерков о городах и сёлах Краснодарского края. Хмурым январским днём отправился смотреть станицу, расположившуюся на самом краю Кубани.
Текст рассказа написан в январе 2014 года и публикуется в 2024-м без изменений. Считаю этот дисклеймер важным, так как за 10 лет много воды утекло, многое поменялось.
Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России.
М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»
Не знаю есть ли где-нибудь край земли, но у Кубани край точно есть — это Тамань. Небольшая станица, населением тысяч в 10 человек, расположилась на самой западной оконечности одноимённого, Таманского полуострова. В хороший денёк с набережной хорошо просматривается противоположный берег Керченского пролива, украинский берег. Всё — дальше уже заграница.
Вроде бы больше двухсот лет прошло с того момента как казаки основали Тамань в ее нынешнем виде, но станица почти не изменилась — одноэтажная застройка, с преобладающими хилыми саманными хибарками, узкие улочки, далеко не везде асфальтированные, сугубо сельский уклад жизни. Скажите что это не так? Что Тамань — на самом деле курортный посёлок? Первый крик петухов по утру всё расставит по местам — большое село, по-кубански станица.
Пока смотришь по сторонам не уложится в голове факт, что на самом деле это одно из самых древних поселений в России. Эпоха за эпохой строились, расцветали и сгорали на этом месте города. Сменялись государства, народы, правители, а люди на этом месте жили всегда. Здесь был настоящий перекрёсток торговых путей. Два моря, кратчайший путь через пролив в Крым — выгодное положение.
Сначала, в VI веке до н. э. сюда пришли греки. Переселенцы из Малой Азии миром потеснили кочевые племена издревле обитавшие на этих территориях и основали колонию — Гермонассу (Ермонасса, Гермония, Гермонакта). Колония просуществовала почти девять веков, добилась процветания и стала одной из жемчужин Боспорского царства. Но гунны разрушили её в 372-м году.
После этого территория вошла в состав Великой Болгарии и город был восстановлен под названием Таматарха. Таматарха стал вторым по значению городом Таманской Болгарии, после Фанагории, конечно. Позже, опять на этом месте стал город Тмутаракань, столица русского княжества, упоминаемого в «Слове о полку игореве» и в Лаврентьевской летописи 1024 г. Адыги называли тот город Тамтаракай, а вот тюрки иначе — Таман, на их наречии это означало подошва, ступня, впадина. Стоит только взглянуть на карту полуострова и крутые, обрывистые берега у Тамани, как сразу становится ясно откуда такое сравнение. Вероятнее всего тюркское имя и положило начало нынешнему топониму Тамань, однако версий великое множество.
После русских князей были половцы, монголы, за ними генуэзцы, следом турки. После завоевания новых территорий государством Российским, высадились на этих берегах казаки. От того, 1793 года и пошла история современной Тамани, «скверного городишки». Кстати, Лермонтов, не зря называет Тамань именно городишком, ведь официально, до 1849 года она имела статус города, управляясь при этом из станицы Ахтанизовской. Лишь потом стала станицей, в статусе которой и живёт по сей день.
Нынче Тамань — центр одноимённого сельского поселения, в состав которого еще входит посёлок Волна. До некоторых пор станица была абсолютно бесперспективным захолустьем. Немного занимались сельским хозяйством, в частности виноделием, немного рыболовством, немного курортным делом, но несколько лет назад рядом, в посёлке Волна началось строительство порта, который должен стать одним из крупнейших сухогрузных портов в России. Так в одночасье стала Тамань захолустьем перспективным.
Добраться в Тамань не так то просто. Автобусов идущих туда из Краснодара — раз, два и обчёлся, а обратно и подавно (мне пришлось возвращаться автостопом, через Анапу). На ознакомление со станицей было всего несколько часов.
Первое, чем встречает Тамань путешественника, прибывшего на автобусе — это рыночная площадь. Автовокзала тут нет, поэтому выбрасывают пассажиров прямо здесь.
Возле площади есть почта и аптека. Два здания удивительно похожи друг на друга, расположены через дорогу и неплохо дополняют друг друга. Несмотря на их простоту не могу оставить без похвалы тонкий намёк на стиль, заложенный неизвестным архитектором... Только у меня есть два вопроса к таманцам. Зачем, когда на весь фасад написано «аптека» лепить уродскую дублирующую вывеску? Информация о том, что это предприятие «аптеки кубани» вполне бы хватило возле режима работы у двери. Второй вопрос к почте, точнее к тем (цензура), которые налепили сплит-системы на саму надпись. Зачем? Оба вопроса похожи на риторические.
Возле рынка натыкаюсь на ароматную вывеску. Душевно сделано.
Отличительная черта отечественной провинции — разруха, находится сразу. Справедливости ради скажу, что в Тамани таких пейзажей мало, однако это фото из самого центра.
В Тамани очень распространены черепичные крыши на белёных домах с небольшими окнами.
Топорный, но всё же колодец. В городе такого не увидишь.
А вот и настоящая жемчужина станицы — церковь Покрова. Здание напоминает больше греческий античный храм, нежели русскую православную церковь. Церковь основана сразу по прибытии казаков на землю таманскую, в 1793 году, однако в нынешнем виде стоит с 1856 года.
Колокольня у церкви. Она более традиционна и немного диссонирует с храмом позади.
Типичная таманская улица.
Если вкус у таманского хлеба таков же как и художественный вкус оформителей фирменного магазина, то горе станичникам. Мало было красивой и лаконичной старенькой надписи «Свежий хлеб»...
А вот у создателей гостевого двора «Диканька» со вкусом намного лучше, во всяком случае снаружи смотрится очень стильно (Только надпись почти нечитаема).
Куры бродят по дворам.
Возвращаюсь на центральную улицу. Здесь у аккуратного ограждения сквера стоит указатель, на котором уместилась большая часть примечательных мест.
У входа в сквер стоит, пышущий колхозным пафосом, ресторан. «Гермонасса», «Фанагория», еще «Фанагория». Не весь ли учебник истории решили переписать на вывески? Дешевая лепка, пластиковые окна, «картонный» второй этаж и крыша из профнастила. Это просто ужасно.
Сквер Лермонтова.
В сквере не додумались поставить одинаковые лавочки.
Сам он.
Музей сами знаете кого, воссоздающий место действия главы «Тамань» из «Героя нашего времени».
Лермонтов был в Тамани пару раз. Таманцы этим очень гордятся. В городе, только мною замечено два памятника поэту, улица, сквер и музей его имени. В каждом путеводителе и на каждой второй страничке, выпадающей по поисковому запросу «Тамань» есть упоминание о том, что, ах, какое счастье — на нашу землю ступала нога великого человека. Это напоминает длительный акт самоуничижения, своеобразный мазохизм, что-ли, на станичном уровне и вот почему. Человек посетил место. Место ему не понравилось, но мало ли мест может не понравиться по пути, мало ли сколько неприятностей может случиться — будет, что обсудить в компании. Однако если бы впечатление о Тамани у Лермонтова осталось при себе. Нет же. Он увековечил образ станицы, тогда еще города, как самого скверного приморского городишко.
Какая звонкая пощёчина. И с каким упоением таманцы ей наслаждаются.
И ладно бы гордится было совсем нечем. Можно же вспомнить вековую историю этих мест: греческие поселения, Тмутаракань, что там еще. А мы любим Лермонтова...
Сквер не зря зовётся набережным. Прямо от памятника Юрьичу, по лестнице, спускаюсь к морю.
В море стоит странная конструкция. Подумал, что это паром (я не видел его вживую). Позже узнал, что это плавучий док.
Берег укрепляют.
У пристани стоит несколько кораблей.
Возле пристани няшные лавочки.
По-настоящему старых и интересных зданий в станице мало. Вот в этом расположился казачий музей. Возле музея стоит пушка. Говорят, что поднята некогда со дна моря.
Рядом ещё пара интересных зданий. Дворик завален ветками, но это не беспорядок в станице, это ледяной дождь недавно прошёл — убрать не успели.
Сквер имени казачьего атамана Антона Головатого. Намного более логичная и достойная фигура для почитания, с точки зрения таманца, конечно.
Памятник Головатому самый, что ни на есть обыкновенный и скучный, но вот барельеф на нём мне очень понравился. Динамичная картинка, будто живая.
Периодически встречающийся на улицах элемент, это бетонный забор с круглыми отверстиями в секциях и колоннами увенчанными каменными цветами.
Милая деревенская реклама.
Милые деревенские детали. Очень многие дома с деревянными фронтонами оборудованы слуховыми окнами, которые напоминают уменьшенные копии «взрослых» окон, вплоть до мелочей.
Выхожу к очередной достопримечательности — раскопкам древнего городища.
Территория закрыта, но не охраняется. Благо забор не высок. мгновение и я внутри.
Памятник археологии — это довольно большой, заросший сорняками пустырь с проложенными по нему пешеходными дорожками.
За ограждением обрыв и собственно раскопки городища. Я ничуть не сомневаюсь в научной ценности этих раскопок, мне даже было интересно разглядывать контуры стен, непонятные колодцы и рисовать в воображении как здесь было всё 1000 лет назад. Однако впечатляющего и удивительного — ноль.
Виды с обрыва над раскопками. С одной стороны всё та же пристань.
С другой обрывистый берег уходящий вдаль и где-то там, на краю комплекс «Атамань». Пойду туда.
«Атамань» — этнотуристический комплекс, воссоздающий типичную казацкую станицу от эпохи большого переселения на Кубань до начала XX века..
Атамань открыта летом 2009 года. Задумка неплохая и внешне всё выглядит весьма и весьма правдоподобно, хотя на самом деле большая часть построек — бутафория. Например, «хаты» в Атамани построены из современных стройматериалов и имеют мало общего с аутентичными мазанками.
К сожалению зимой комплекс закрыт, поэтому зайти внутрь не удалось.
С пригорка возле комплекса открывается панорама Тамани.
Возвращаясь прохожу мимо «достопримечательности», сухого озера. Чем достопримечательно, я так и не понял. С виду обычная поляна.
Нетипичное для станицы двухэтажное здание.
Если по разнообразию лавочек Тамани до Анапы далеко, то по уродству отдельных экземпляров она ее догоняет.
От страха к красоте. Приятный дом. Всё при нём — и примеченный мной ранее забор интересной конструкции, только вместо цветов на опорах шары, и деревянный фронтон с декоративными элементами (правда без милого слухового окна), и даже деревянные окна! Никакого пластика. При этом всё аккуратно окрашено и приведено в должный вид. Ну почему так нельзя каждому сделать? Уважаемые хозяева, если вы прочтёте эти строки, то во первых — у вас лучший дом из тех, что я увидел в Тамани, а во-вторых, пожалуйста поменяйте табличку с номером дома, номер с рекламой кровельного центра — это мрак!
Я не зря заканчиваю свой рассказ на хорошей ноте. Тамань оказалась не таким уж и скверным местом, как о ней отозвался Лермонтов, поэтому я продолжаю недоумевать по поводу почитания таманцами поэта, ведь сейчас, данная им характеристика по меньшей мере звучит несправедливо. Неплохая приморская станица с деревенским укладом и по-деревенски размеренной жизнью. Нет красот, но и отторжения почти ничего не вызывает. Возможно летом приезжий люд баламутит местную жизнь, привозя в багаже суету больших городов, но зимой здесь очень тихо и я бы с удовольствием провёл бы тут недельку-другую.
Станица на гугл-земле.