Южная сторона малого Севана. Чкаловка, Норашенский заповедник, монастырь Айраванк

Первый день

Предыстория

Эта поездка должна была быть другой: мы собирались вчетвером, с братом и ереванскими друзьями поехать в Бджни. Встретиться там утром, осмотреть достопримечательности села и вместе уехать в Ереван.

Но ребята под самую поездку сказали, что у них форс-мажор и ехать не смогут. К этому моменту мне самому стало лень выбираться куда-то с утра пораньше в субботу. И раз договорённости отпали, я решил поехать в Бджни одним днём, без Еревана и в воскресенье.

Но утром в субботу мне написал мой друг Валера, который в этот момент отдыхал с женой на Севане. Он хотел ранним утром поиграть музыку с красивым видом на озеро и просил помощи в организации видеосъёмки.

С наскоку я отказал. Чтобы мне на рассвете оказаться у него, надо встать часа в три ночи — это слишком. Но потом я часок походил, поделился просьбой друга с братом, Жекой, и мы подумали: а почему бы нам не поехать на Севан с ночёвкой? Встать утром рядышком, помочь товарищу в хорошем деле, а потом ехать в Бджни.

Ну а затем, после нескольких итераций решили, что в Бджни мы не поедем: раз уж несёт случай к Севану, то там и надо гулять. Да и видеозапись перенесли с раннего утра на закатный час, чтобы без лишнего геройства.

Дорога, Чкаловка, «Ной ленд»

Так в субботу, в 14 часов дня, мы с Женькой сели в такси и поехали в село Чкаловка.

асфальтированное шоссе, сжатое с двух сторон зелёными холмами. Фото 1. Трасса Дилижан – Ереван незадолго после выхода из южного портала Дилижанского тоннеля.

Почему в Чкаловку? Друзья наши, Валера с Ксеней, остановились в гостиничном комплексе «Ной ленд», на южном берегу Малого Севана. Конечно, я первым делом посмотрел номера там, чтобы поближе. Но открыл «Букинг» и чуть не подавился — цены начинались от шестидесяти тысяч драмов! Это около полутора сотен баксов... Нет, для меня это слишком такие бабки за гостиницу отдавать. Поэтому пошёл смотреть другие варианты.

Приемлемым оказался вариант ночлега в Чкаловке, в гостевом доме — четырнадцать тысяч драмов (примерно тридцать пять долларов).

Сперва меня сильно смутила строчка «санузел на этаже». Обычно, я не беру номера без душа и туалета. Но ближайшее предложение по сходной цене было в тридцати километрах, что точно не подходило. Поэтому со вздохом: «Всё равно одну ночь перекантоваться» я согласился.

И что же? А на деле-то всё оказалось не так плохо! Гостевой дом представлял собой огромный двухэтажный дом, на первом этаже которого живут хозяева, а на втором они сдают отдыхающим три номера.

Второй этаж представляет собой большое, уютное фойе с зоной отдыха, холодильником, умывальником, обеденным столом. По периметру этой «площади» расположены двери, ведущие в номера, а у входа справа два санузла. И на деле, как-то там всё так по-домашнему устроено, что никакого напряжения общие санузлы не вызывают. Это вам не по угрюмым гостиничным коридорам бродить среди ночи. Тут всё как дома.

Интерьер дома. Просторная гостиная: кресла и диван вокруг журнального столика; обеденный стол в дальнем правом углу; умывальник и холодильник в левом; прямо светлая прихожая, куда ведёт дверь с окнами по бокам. Фото 2. В фойе гостевого дома: за спиной двери в два соседних номера (один из них наш), справа ещё один номер, прямо — прихожая, а в ней (слева) два санузла.

В гостинице долго не задерживались. Выкинули из рюкзаков лишние вещи и поехали в «Ной ленд», до которого было два километра. По-хорошему туда можно было не ехать, дойти пешком. Но мы решили, что лучше провести с друзьями на полчаса больше времени, нежели топать пешком по трассе.

В Чкаловке работает «Яндекс-такси». Как это часто бывает, в малых населённых пункта у «Яндекса» там есть только один тариф — «Эконом». За нами же, приехал довольно свежий белый «Форд-Мондео», такие в Ереване в «Бизнесе» работают.

Кстати, про такси, вернусь чуть назад и расскажу как мы доехали из Дилижана. Нам нужно было взять немного припасов в дорогу, поэтому сперва я вызвал «Яндекс» от дома до супермаркета. Приехал Бабкен на золотистой «Теане». И как-то и мужик очень приятный попался, и машина у него хорошая. И я просто спросил: «Поедешь по цене „Яндекса“ в Чкаловку?». Он недолго думая согласился. На парковке супермаркета я запустил приложение, оно показало пять тысяч двести драмов. Я говорю: ну, ок, пять пятьсот даю. А Бабкен в обратную: не, за пять повезу. Вот так мы проехали сорок три километра за пять тысяч драмов (около тринадцати долларов).

Ну что же, вернёмся в «Ной Ленд».

Что собой представляет гостиничный комплекс? Огромная территория с большущей крытой парковкой, множеством отдельно стоящих домиков (они составляют основу номерного фонда) рестораном, подогреваемым бассейном... И чего там только нет! Даже самолёт стоит.

Бассейн с синей водой, за ним горка, на которой стоит небольшой пассажирский самолёт. Фото 3. На территории «Ной Ленда» — подогреваемый бассейн и стоящий на вечном приколе ЯК-40.

Но, надо отдать должное: сделано всё на высшем уровне. Территория чистая, ухоженная, откровенного «колхоза» замечено не было. Строения аккуратные, внутри всё по высшему разряду. Например, домик, который снимали наши друзья представлял собой треугольную однообъёмную постройку. На первом уровне гостиная и мини-кухня, а также санузел. На втором уровне, куда ведёт узкая винтовая лестница, большая кровать, на которой можно просыпаться с видом на озеро.

Круто, здорово, но как только про цену узнаёшь сразу: «спасибо, обойдёмся». Такой треугольничек сдают за восемьдесят тысяч драмов! Это двести баксов! Мне кажется, где-нибудь в Швейцарии дома дешевле стоят. Ну ладно, в Швейцарии можеть быть похожее жилье дешевле не стоит, но, например в Аргентине я находил похожие дома у воды за куда меньшую цену.

Интерьер. Слева у стены диван, перед ним журнальный столик, прямо огромная стеклянная стена, за ней балкон и вид на озеро. Фото 4. Так выглядит интерьер двухэтажного домика, который сдают по двести долларов за ночь.

Да забыл сказать, что просто так попасть на территорию «Ной Ленда» нельзя. Нужно или снимать у них номер, или заплатить пять тысяч драмов за вход. Окей, я понимаю заплатить за пользование бассейном, но сперва Валера вёл на ресепшене разговор только о том, чтобы к ним в номер зашли гости на вечер. И за это надо доплачивать... То есть, ребята уже отвалили порядочное количество бабла, к ним приходят гости (не ночевать) и за это нужно ещё платить. Кринжа ситуации добавляет то, что мы ещё и в ресторане денег оставили. В общем, да, покупаться в теплом бассейне было прикольно, но в целом я в такие места ни ногой без острой необходимости! Неважно сколько денег у тебя в кошельке, покупать банку колы вместо доллара за десять — это «ту мач».

Возвращаясь от ворчания к бытописанию: мы поплавали в бассейне, поужинали, а там как раз близилось время заката. Валера разложил на балконе пульт, свою камеру поставил на штатив для стационарной съёмки, а я со своей снимал разные дополнительные ракурсы, чтобы картинка не была скучной. Не знаю когда он доберётся до монтажа, но если что сделает, я обязательно попрошу разрешения закинуть сюда с апдейтом — сет знатный получился.

Парень в наушниках и кофте с капюшоном стоит у пульта Pioneer, на балконе домика. На заднем плане, в расфокусе, озеро и его невысокий скалистый берег, залитый солнечным светом. Фото 5. Валера играет музыку.

Озёрная гладь. Вдали зелёные горы без леса и без скал. Синее небо, над горами клубятся небольшие белоснежные облака. Фото 6. Виды на Севан. В центре кадра хорошо просматривается Севанский полуостров, на котором стоит монастырь Севанаванк

После заката мы попрощались с друзьями и отправились обратно в Чкаловку.

Второй день

Чкаловка

Накануне я засиделся допоздна, болтая с соседками по гостевому дому, поэтому проснулся не слишком рано. Мы выпили кофе, собрались и около десяти утра покинули гостиницу.

Главной целью на этот день был Норашенский заповедник, расположенный в пяти километрах к востоку от Чкаловки. Но прежде чем туда ехать, решили прогуляться по селу.

Тёмно-серый дом, сложенный из больших каменных блоков. Перед ним каменная ограда. Фото 6. Жилой дом. Интересно выглядит невысокая ограда, сложенная из камней, без скрепления их раствором.

Что можно сказать про Чкаловку? Довольно типичное армянское село, в котором преобладают каменные одноэтажные дома, многие из которых не штукатурятся. В одном месте встретился двухэтажный многокварирный дом, в котором к каждой квартире на втором этаже ведёт отдельная наружная лестница.

Когда я гуглил информацию про Чкаловку, то наткнулся на материал в одной газете, датированный 2019-м годом. В нём журналисты сетовали на то, что в селе, имеющем туристический потенциал, никак не могут сделать дороги. Жители вынуждены довольствоваться разбитым асфальтом и грунтом. Что же, в 2024-м году многие улицы отремонтированы.

Конечно, какого-то особого благоустройства никто не делал — просто положили новый асфальт. Без тротуаров и прочих атрибутов благоустроенной улицы. Хотя, с другой стороны, в деревнях они не особо нужны. Траффик минимальный и вполне можно пешком передвигаться по проезжей части. Да даже ширина улиц намекает на то, что именно так испокон веков и было.

Деревенская улица. Асфальтированная дорога, по бокам каменные дома. Справа припаркована чёрная Волга. Фото 7. Типичная улица Чкаловки. Асфальтированная дорога с узкими полями и каменные дома по бокам.

Одним из наиболее интересных объектов в селе является старый советский стенд, посвящённый легендарному полёту экипажа во главе с Валерием Чкаловым через северный полюс в Канаду.

Стенд находится в неважном состоянии: краска понемногу облупливается, проступает ржавчина. Штука явно требует реставрации, но вот момент. Чтобы такой стенд отремонтировать, не потеряв дух времени, его породившего, явно нужна рука мастера. И если уж такой пока не находится, то лучше не трогать.

Но вот траву можно было бы и подрезать.

Рыжий стенд, состоящий из четырёх частей. Две больших прямоугольных вертикальных панели: на левой жёлтые разводы и голубой контурный портрет Чкалова, с годами жизни под ним; на правой желтая надпись «Легендарный полёт 8504 км 63 ч 16 м, желтый силуэт самолёта и схематично изображенный маршрут перелёта. Над этим двумя третья тонкая длинная прямоугольная панель с именами членов экипажа: В. П. Чкалов. Г. Ф. Байдуков А. В. Беляков. На самом верху небольшая круглая панель с белым голубем, двумя лавровыми ветвями под ним и надписью Москва-Ванкувер по кругу.» Фото 8. Тот самый стенд, посвящённый легендарному полёту Валерия Чкалова.

Из прочих, привлёкших моё внимание деталей Чкаловки могу отметить интересный каменный, с деревянными деталями, дом. Если бы не современная водогрейка на крыше, можно было бы предположить что примерно так выглядели деревенские дома лет пятьдесят-семьдесят назад.

Одноэтажный каменный дом с небольшими окнами, шиферной крышей и солнечным водонагревателем на крыше. Фото 9. Один из домов Чкаловки.

Ещё понравилась вывеска на магазине — явное советское наследие, а также деревянная беседка, расположенная на центральной сельской площади, неподалёку от всё того же магазина.

Жёлтая вывеска «Промтовары». Написана наклонными объёмными буквами, по-армянски и по-русски Фото 10. Вывеска «Промтовары». В советское время все надписи или писались по-русски или дублировались на двух языках. Сегодня дублирование — скорее исключение из правил. Основной язык в Армении — армянский.

Деревянная беседка с лавочками по трём сторонам и покатой крышей. Фото 11. Возможно, это всё же не беседка, а автобусная остановка, но столик посередине явно намекает, что используется она прежде всего для дружеских посиделок.

Дерево, за ним неработающий фонтан, за ним вдаль уходит улица. Фото 12. Общий вид главной сельской площади.

Чкаловка — очень маленькая. Даже с учётом того, что мы не пошли напрямую к трассе, а сделали приличный крюк по сельским улицам, на осмотр хватило двадцати минут. За час, наверное, можно было бы вообще все закоулки облазить.

Но нет, настало время двигаться в направлении Норашенского заповедника.

Асфальтированное шоссе, справа белый знак с перечёркнутой надисью «Чкаловка», стоящая среди высокой травы. Впереди металлическая арка с надписью «Бари ерт» по-армянски, дальше трасса, в которую упирается дорога и за ней озеро Севан с сизыми силуэтами гор вдали. Фото 13. Здесь заканчивается Чкаловка.

Норашенский заповедник

Чкаловка осталась позади. От Норашенского заповедника на отделяло пять с половиной километров — не так много, чтобы тратить время на автостоп: мы вызвали такси. Поездка на «Яндексе» обошлась в девятьсот драм (чуть больше двух долларов США).

Водитель был немного удивлён просьбой высадить нас посреди трассы. «Здесь?» — удивлённо переспросил он, ещё раз глянув в навигатор. Да, да — здесь.

Я знал, что на территории действует охранный режим с входом по пропускам, но где КПП было непонятно. На карте в заповедник ведут две дороги. Я просто взял и ткнул пальцем в небо, выбрав для старта ближнюю и не прогадал.

Спустя пять минут пешей прогулки по ослепительно белой — как же я пожалел о том что не взял очки — дороге, мы подошли к забору с воротами и будкой охраны. Рядом стояла тёмно-зелёная «Нива».

Тёмно-зелёный внедорожный автомобиль «Нива» стоит у почти белой грунтовой дороги. Фото 14. «Нива» егерей у входа в заповедник.

— Бари луйс! К вам можно?

— Можно. Только три тысячи драм с человека надо заплатить — встретил нас, одетый в хаки егерь.

С нас взяли деньги, переписали паспортные данные Жеки (одного посетителя достаточно) и пожелали хорошей прогулки. Деньги, к слову, берутся официально, с выдачей чека.

Ну что же, заходим в царство птиц! Я сменил штатное стекло на телеобъектив и мы пошли.

Но прежде чем продолжить рассказ о нашей прогулке, оставлю небольшую справку о самом заповеднике. Я не буду оригинален и перепечатаю то, что уже есть в сети.

От поворота с трассы до острова Чаек, к которому мы направились, около двух километров пути по всё той же ослепительно белой грунтовой дороги, на которую невыносимо больно смотреть незащищёнными глазами. Ну что же — лишний повод больше по сторонам смотреть нежели вперёд.

Белая грунтовая дорога среди невысокой травы. Справа отдельно стоящее дерево. Впереди вдали поднимаются зеленые склоны горного хребта. Фото 15. Дорога по территории заповедника.

Немалую долю территории заповедника занимает степная и луговая растительность — я не большой специалист в классификации биотопов, поэтому просто имею ввиду, что вокруг травянистая растительность. Но господствующего положения она не имеет, так как много где торчат отдельно стоящие кустарники и деревца. Возле дороги могут обнаружиться заросли узколистного лоха, а в стороне стоит целая сосновая роща.

Сама территория заповедника идеально ровная — никаких подъёмов и спусков. Горы все стоят поодаль, в знойный летний день прикрытые сизой дымкой.

Птицы появляются примерно метров через пятьсот после КПП. В основном это чайки и бакланы. Последних, поначалу, было гораздо больше чаек. Они курсировали над головой постоянно, с интервалом буквально в десять-пятнадцать секунд. Когда отдельная птица пролетит, когда «звено» из двух-трёх особей, а когда и стайка в десяток-другой клювов.

Синее небо, летит десять бакланов Фото 16. Летит стая бакланов.

Чайки в значимом количестве появляются по мере приближения к, простите за тавтологию, острову Чаек. Идёшь такой по дороге, справа стена лоха, слева обширное пространство с редкой травой, грунтовыми залусинами и отдельно торчащими маками. Смотришь, смотришь на это и вдруг раз — что-то шевельнулось. Приглядываешься, а это голова чаечья. Ещё немного всматриваешься и понимаешь, что их там в траве десятки. Но птицы пугливые, стоит только попробовать подойти ближе, чтобы лучше рассмотреть, как сперва одна-две птицы поднимутся в воздух, а за первыми удирающими ринется вся остальная стая.

Много, очень много чаек летит низко-низко над поросшей степной растительностью землёй. Вдали видны невысокие горы. Фото 17. Стая чаек только что поднялась с земли.

Конечно, как я говорил выше, чайки и бакланы — не единственные обитатели заповедника. Много сорок, мелких птиц, вяхирей, цапли. Встречаются хищные — я видел коршунов и ещё некоторых неопределимых из-за внушительного расстояния хищников. Должны быть и прочие водоплавающие и «околоводогуляющие» птицы.

Без получаса в полдень мы вышли к острову Чаек. У чаек, на самом деле два острова. Главный, носящий их имя, лежит западнее. Это такой «уголок» общей протяжённостью около четырёхсот метров и шириной в среднем около полусотни метров. Восточнее расположен остров поменьше: длиной в двести метров и шириной тоже около пятидесяти метров. Оба острова представляют собой невысокие полоски суши, слегка приподнятой над уровнем воды. Преимущественно каменистые, заросшие травянистой растительностью с редкими невысокими кустарниками. И да, чаек на них — тьма! Как много птиц и вокруг, на воде и прилегающей к островам суше большой земли.

В том районе, к воде выходит сосновая роща, в неё и направились чтобы пообедать.

В роще нашлись некоторые признаки цивилизации, в виде мусорных баков и металлической беседки, больше напоминающей автобусную остановку. Там, на ней, мы разложили горелку и приготовили по дошираку с суджуком.

На угловой металлической лавочке, стоящей в сосновом редколесье сидит мужчина и режет колбасу. Вокруг него рюкзак, пакет и газовая горелка. Фото 18. Жека режет суджук, который скоро будет добавлен к нашим «Доширакам».

После обеда решили попробовать искупаться. Для этого дела я присмотрел небольшую лагуну, на берегу которой стояли несколько отдельных сосен.

Сперва Севан показался адски холодным, но потом я немного постоял по колено в воде и понял, что всё не так уж страшно — можно окунуться. Только вот глубже чем по колено в том месте зайти не удалось — лагуна оказалась крайне мелководной. Так что для того чтобы окунуться, пришлось ложиться.

Пять сосен стоят у берега голубого озера. Перед ними широкая разъезженная грунтовая площадка. Фото 19. Сосны на берегу мелководной лагуны.

Здесь отмечу, что до самых купаний (по времени до половины первого) мы были на территории абсолютно одни — никто и ничто не мешало наслаждаться созерцанием дикой природы. Но, пока плескались, приехала первая машина с ребятами, которые решили пофотографироваться в красивом месте перед свадьбой. После них заехал ещё один автомобиль. А когда мы шли на выход, в сторону КПП, то навстречу машины ехали одна за другой.

И вот тут у меня возникли вопросы к природоохранному режиму. Почему пускают автомобили? Люди ведь зачастую не соблюдают правила и съезжают с накатанных дорог, уничтожая заповедную растительность, давя гнёзда. Мне кажется, что на транспорте в любой заповедник въезд должен быть запрещён. Оставляешь автомобиль на парковке и идёшь пешком. Такой подход заодно здорово уменьшит антропогенную нагрузку в принципе, так как два с половиной километра по жаре, по грунтовой дороге пойдёт далеко не каждый человек. А на машине? На машине за милую душу.

Назад мы сперва не хотели идти той же дорогой. Пошли дальше, обогнули мыс и вышли к востоку от сосновой рощи. Но там накатанная дорога быстро закончилась, пошли сперва по сильно заросшей колее, а после вовсе упёрлись в труднопроходимые заросли. Пришлось сквозь сосны вернуться к точке купаний и обратно к КПП идти тем же путём, которым мы пришли.

Едва заметная грунтовая дорога режет заросли травы двумя колёсными колеями. Вокруг то ли высокие кусты, то ли низкие деревья. Фото 20. Там где дорога начинает теряться.

В половине третьего мы вернулись на трассу и принялись голосовать. К этому моменту я уже решил куда двигаем дальше — к монастырю Айраванк!

Монастырь Айраванк

На трассе мы простояли не больше десяти минут. Вскоре нас подобрал старенький глазастый «Е-класс» с тремя молодыми ребятами на борту. Они ехали в Мартуни и Айраванк как раз был по пути. Надо сказать, что монастырь стоит чуть в стороне от трассы и нам бы не сложно было этот короткий отрезок пройти пешком, но нет, пацаны сделали небольшой крюк и подвезли нас к самой-самой церкви. За что им огромное спасибо!

Внутри «Мерседеса», вид вперёд с заднего сиденья. Фото 21. Едем к Айраванку

Теперь самое время рассказать о монастыре.

Айраванк — это монастырский комплекс, состоящий из церкви, часовни и гавита. Стоит он на высоком мысу, возвышающемся почти на двадцать метров над уровнем воды в озере. С высоты смотровых площадок, расположенных у монастырских стен открывается панорамный вид на Малый Севан. Хорошо просматривается пространство от полуострова Артаниш до Севанского полуострова, с расположенным на нём монастырём Севанаванк.

Монастырь Айраванк, вид с севера Фото 22. Вид на монастырь Айраванк с севера.

Вокруг монастыря есть множество хачкаров и надгробий, являющихся частью небольшого кладбища.

Церковь монастыря Айраванк была построена в конце IX века. В X веке к юго-восточному углу церкви пристроили небольшую часовню. Оригинальные барабан и купол церкви до наших дней не дожили, то что мы можем наблюдать сегодня воссоздано во время реставрации, проходившей с 1977 по 1989 год.

В XII веке к церкви, с западной стороны пристроили гавит, который венчают невысокие восьмиугольные барабан и конический купол. Барабан изнутри украшен каменной кладкой в стиле «Арлекин», когда чередуются плиты серого и красноватого туфа. В последующие годы и века, такая кладка получит широкое распространение, но Айраванк может похвастать одним из наиболее ранних, сохранившихся до наших дней примером подобного декора.

Под куполом монастыря Айраванк. Чёрный камень и солнечное пятно на нём. Фото 23. Под куполом монастыря Айраванк. Можно различить ту самую кладку «Арлекин».

Монастырь мне очень понравился, как само здание, так и вид, что открывается от его стен. Да и к тому же, это не такая популярная достопримечательность как, например, Севанаванк. Так что туристов здесь поменьше будет, а значит тише и спокойнее.

Но территория монастыря не такая большая и если не устраивать больших привалов возле него, то получаса на внимательный осмотр хватает за глаза.

Вид на монастырь Айраванк с запада, со стороны подъезда и парковки. Фото 22. Вид на монастырь Айраванк с запада: со стороны подъездной дороги и парковки.

Дорога домой с незапланированным посещением Севанаванка

На часах было 15 часов 20 минут когда мы завершили осмотр Айраванка и вышли на трассу, чтобы попробовать поймать машину в сторону дома.

Вообще, можно было бы осмотреть ещё что-нибудь — время позволяло, но мы подумали, что перед насыщенным рабочим днём будет неплохо вернуться домой пораньше.

Я довольно быстро понял, что голосовать перед горкой — плохая затея. Дело в том, что многие автомобили в Армении ездят на газу. Машина на пропане (а на метане тем более) имеет меньшую мощность чем на бензине. Соответственно трогать в горку будет тяжело. Проще с разбегу заскочить и не останавливаться.

Трасса, левый поворот. С трассы съезжает жёлтая машина, с поворота на трассу выезжают два велосипедиста. Фото 23. На повороте к Айраванку.

Мы прошли около шестиста метров на север, в сторону Бердкунка и на заправке нас подобрал паренёк на бежевом «Ниссане-Тиида».

Слово за слово, узнали что парня зовут Мурат, он езид, который тем не менее исповедует христианство и поёт в церкви. Он как раз ехал из Айраванка, куда в этот день привозили важную святыню, в Севанаванк. Предложил нам заехать туда вместе, мы согласились — всё равно по пути. Вот так мы оказались в Севанаванке.

Мурат провёл нам небольшую экскурсию по Церкви Святых Апостолов. Рассказал про разные входы: монастырь был мужским и чтобы не смущать братию, женщины заходили через отдельный вход. Показал уникальный хачкар с изображённым на нём Христом и рядом библейских сюжетов. Как я понял из рассказа Мурата, таких сохранилось не больше дюжины и один из них, как раз хранится в Севанаванке.

Чёрный хачкар Фото 24. Тот самый хачкар из Севанаванка.

Можно было бы ещё погулять-послушать, но мы всё же торопились домой, поэтому поблагодарили Мурата за дорогу и небольшую экскурсию и пошли в сторону трассы.

Пока топали к магистрали, я обратил внимание на то, что перед монастырём парковка была так забита машинами, что места живого на асфальте не оставалось! Однако, стоило пройти пятьсот метров, как перед нами появилась огромная пустая асфальтовая площадка. На карте она обозначена как площадка для посадки вертолётов, но что-то мне кажется, что там никто не стоит не потому что нельзя, а потому что лень пройти пешком лишние десять минут.

Забитая машинами парковка. Фото 25. Забитая автомобилями парковка под монастырём Севанаванк.

Пустое асфальтовое поле. Фото 26. Пустое асфальтовое поле в полукилометре от монастыря Севанаванк.

Ну а мы вышли к трассе и принялись ловить машину. Я уже знал, что в этом месте автостоп — пропащее дело. Можно час проторчать и никто не остановится. Точнее остановятся, но только таксисты. Так и вышло. За полчаса остановилось около десяти машин и все — такси. Некоторые, очень по-злому реагировали на то, что мы пытались уехать простыми попутчиками, без оплаты. Это, кстати, нетипично для Армении. Всё же в основном люди тут очень добрые и отзывчивые, но, как известно, бомбилы национальности не имеют.

Вид на монастырь Севанаванк с трассы. Фото 27. Вид на монастырь Севанаванк с трассы.

Так что мы поняли, что дело бесполезное и вызвали «Яндекс-такси» до Дилижана.

Вот так закончилось это неожиданное и во многом спонтанное путешествие.

Фотографии

Ещё немного фотографий из этой поездки, которые я вынес в отдельную секцию чтобы не перегружать рассказ.

Фото 27. Улочка в Чкаловке возле нашего гостевого дома.

Фото 28. Вид на Чкаловку со второго этажа гостевого дома.

Фото 29. На трассе возле Чкаловки.

Фото 30. Яхты у причалов «Ной ленда».

Фото 31. Отдельно стоящее дерево в заповеднике.

Фото 32. Дорога по заповеднику.

Фото 33. Чайки в траве.

Фото 34. Сосновая роща в заповеднике.

Фото 35. Неидентифицированная мною птица летит низко над землёй.

Фото 36. Озеро Севан и хребет Арегуни на заднем плане.

Фото 37. В заповедной сосновой роще

Фото 38. Цветы.

Фото 39. Бакланы сидят, на торчащих из воды прутьях.

Фото 40. Чайки в небе.

Фото 41. На трассе неподалёку от Норашена.

Фото 42. На подходе к монастырю Айраванк.

Фото 43. Островки водной растительности к югу от Монастыря Айраванк

Фото 44. Монастырь Айраванк с близкого расстояния. Вид с востока.

Фото 45. Село Дракхтик на склонах хребта Арегуни и пляж «Вишап» под ними.

Фото 46. Надгробный камень возле монастыря Айраванк.

Фото 47. Внутри монастыря.

Фото 48. Хачкары возле стен монастыря Айраванк.

Фото 49. Пляж села Бердкунк.

Фото 50. Вид на озеро Севан от стен монастыря Севанаванк.

Фото 51. На входе в церковь. Монастырь Севанаванк.

Фото 52. Вид от монастыря Севанаванк в сторону трассы.

Фото 53. Трасса Ереван — Тбилиси в районе монастыря Севанаванк.