Раздан и Цахкадзор

Некоторые мои путешествия годами ждут очереди на описание. В этот раз я решил очередь перепрыгнуть и написал рассказ по горячим следам.

Содержание

Дорога к Раздану

Поездка началась в субботу, в одиннадцать часов утра, у кольца в центре Дилижана.

Там я сел в микроавтобус GG и поехал в сторону Еревана.

На сегодня, июнь 2024-го года, микроавтобусы компании GG ездят из Еревана в Гюмри, Ванадзор, Дилижан и Горис. Забронировать поездку можно через приложение. Правда, для оплаты потребуется любая не российская карта — наличными оплатить нельзя.

Я ехал в Раздан. Естественно, билета «Дилижан — Раздан» не существует, поэтому оплатил полную стоимость поездки до Еревана — 1600 драм ($4,12 или 368 рублей по курсу Гугла на момент написания записи).

Ехал час. Но это потому что водитель остановился пополнить запасы газа. Без заправки доехал бы быстрее.

Полдень, вышел на трассе, возле Раздана.

Мне кажется, что это само собой разумеется, но я проговорю: нестандартные остановки лучше обсудить с водителем заранее.

При этом мне было непросто объяснить где хочу выйти. Я оперирую топонимами с карты и на карте показываю точки. Водители же, часто полагаются на альтернативную топографию. Она сродни устному народному творчеству: топонимы там передаются из уст в уста, на бумаге не пишутся и непосвящённым могут быть мало понятны.

Раздан. Район Еритасардакан, парк Шарля Азнавура, улица Спандаряна

Прогулка началась с района Еритасардакан. Он прилегает к трассе.

Многие дороги имеют грунтовое покрытие, но центральная улица — шоссе Ереванян — готовится покрыться новеньким асфальтом.

Район имеет деревенский вид.

Туфовый блок тут в почёте. Облицовку делают редко, от этого строения могут показаться неряшливыми. Но по мне, свой шарм в таких домах есть.

Кварталы Еритасардакана вывели к лесному массиву. Он отмечен на карте как парк Шарля Азнавура.

Сперва я недоумевал: почему эта сосновая роща зовётся парком?

Но потом из чащи показалась заброшенная постройка.

Следом пересёк широкую дорогу (закрыта для сквозного проезда).

А ближе к северному краю стали попадаться прочие постройки, да широкие, некогда благоустроенные, дорожки.

Лестница у северного входа — чисто парковый атрибут.

Но что бы там ни было в прошлом, сегодня большая часть парка Шарля Азнавура — парк, который как лес.

Лестница с фотографии выше привела к основанию улицы Спандаряна.

Это одна из магистральных улиц южной части Раздана.

Тут тоже полным ходом идёт ремонт.

Нашёл пару интересных артефактов:

фирменная вывеска трикотажного магазина;

основательное объявление о распродаже, у которого большие проблемы с кернингом.

На стенах заметны портреты павших солдат.

В Армении распространена практика увековечивать лица погибших ребят на стенах домов, в которых они жили.

В одной из квартир обнаружены красивые деревянные окна.

Белье развевается на ветру, в просвете между домами.

Многие автосервисы в Армении выглядят примерно так.

Старый ларёк прислонился к ветшающей бетонной ограде.

Разданский драматический театр. Свеж и аккуратен, свежие афиши на месте.

Так я подошёл к парку Цовинар, что расположился на берегу Разданских озёр.

Начало маршрута на карте.

Раздан. Парк Цовинар, озёра, Кентрон

На входе в парк меня встретили: каменная надпись с названием района — «Ахпюрак»; некая скульптура; мемориальная доска и стелла.

Стелла зовётся «Времена года» и представляет собой большие солнечные часы. Мозаичные изображения знаков зодиака, кругом обвиваются вокруг шпиля.

Пошёл вглубь парка.

Справа увидел красивый дом.

Парк зарастает травой и ветшает. Коровы на лужайках этому рады — еды хватает.

Арка.

Вышел на берег одного из Разданских озёр. Воды мало.

На длиных озёрных косах сидят чайки и бакланы.

В другом конце парка нашёл немного военного металлолома.

Но хачкары мне милее орудий убийства.

Пересёк железную дорогу, она действует: в летние месяцы на Севан ходит электричка.

На пригорке стоит скульптура котейки.

На берегу второго Разданского озера нашёл прекрасную скульптуру выходящей из воды женщины. Подозреваю, что по полной воде она стоит на острове и выглядит ещё эффектнее. Также в кадре можно найти рыбаков на отмели и пассажирский лайнер Ту-134. В сети часто всплывают фотографии самолёта, стоящего у воды. Так вот, он здесь, в Раздане.

Перешеек между озёрами плохо приспособлен для пешей прогулки: заросли бурьяна протянулись по обеим сторонам полосы асфальта. Изящные чугунные ограды намекают, что так было не всегда. Когда-то эта часть улицы была благоустроена.

Трасса в сторону Бжни.

Технически весь перешеек между озёрами (вместе с мостом через Раздан) — это всё ещё улица Спандаряна, та самая, что начинается у северного края парка Шарля Азнавура.

Она кончается за перешейком, где начинается длинный проспект Зоравара Андраника. Идти пешком по нему всё так же неудобно: четырёхполосная автомагистраль, у которой поначалу, не то что тротуара, на обочину намёка нет!

Позже тротуар всё-таки появляется и я ухожу с проезжей части.

Взгляд привлекает модернистское здание неземной красоты.

Раньше это был автовокзал.

Сегодня в здании располагается банкетный зал «Станция любви».

Неподалёку стоит железнодорожная станция. Моё внимание она не привлекает — снимаю издалека.

И вот я в центре. Район так и зовётся — Кентрон, «центр» по-армянски.

Сердцем города Раздан можно назвать длинную площадь, расположенную между двух проезжих частей улицы 23-августа.

Огромные безжизненные пространства, которые хочется поскорее пробежать — это так по-советски.

Лавочки затейливы.

Два здания с интересными, почти одинаковыми, фасадами стоят друг напротив друга, по разные стороны улицы.

Посередине бульвара установлен памятник крест-часовня.

Красив! С камнем армяне работать умеют.

Площадь Сахмандрутян — безжизненное асфальтовое пятно, по которому в случайном порядке ездят редкие автомобили. Для того уровня трафика, что я наблюдал, достаточно оставить узкую однополосную дорогу, устроив на оставшейся территории общественное пространство.

За площадью располагается здание администрации Котайкской области (марза).

Сперва административное здание мне показалось скучным, но галерея на первом этаже хороша!

Центральный бульвар и администрацию окружают многоквартирные дома разной этажности.

Случайный балкон крупным планом.

Кентрон закончился, передо мной возникла арка с надписью «Макраван» — это следующий район.

Путь от парка Цовинар до района Макраван на карте.

Раздан. Макраван: район и монастырь, переход из Раздана в Цахкадзор

На Макраване многоэтажки кончаются, возвращается частный сектор.

Конструкция достойная живописного полотна!

Да простят меня армяне за такое сравнение, но тут в одном кадре целых два символа Армении. С хачкарами всё понятно, а вот «Опель Астра» к таковым причисляю, потому что мне сложно представить армянские дороги без этой модели авто — настолько их много.

Макраван больше похож на приросшую к городу деревню, нежели на городской район.

На первом кадре этой главы можно рассмотреть церковный купол. Это Макраванк — древний монастырь, стоящий на окраине Раздана. Я не знал о нём и находка стала приятной неожиданностью.

Судя по тому что я увидел, широкому кругу туристов монастырь не известен. Просто стоит такая древность между деревенскими дворами и кладбищем.

Так церковь выглядит со стороны входа.

Монастырю больше тысячи лет!

Внутри стоят леса, идут реставрационные работы.

Людей возле храма я так и не встретил. Зато меня напугали ласточки. Они гнездятся внутри, под куполом и на улицу летают через открытую дверь. Когда я входил в церковь из неё с шумом выскочили две птицы, пронесясь в сантиметре от моего носа.

Вокруг монастыря много, очень много хачкаров, разного возраста и степени сохранности.

Осмотрел церковь и деревенской околицей пошёл в сторону.

Я понимаю что административно это город, но по факту Макраван, особенно ближе к краям — село селом.

Вскоре свернул к кладбищу и сквозь него пошёл в гору, в сторону Цахкадзора.

Со стороны монастырь хорошо смотрится. Люблю виды, в которых древние купола армянских церквей вырастают из окружающего ландшафта.

На подъёме встретил мужчину с женщиной, которые несли цветы на могилку. Цель их была на верхнем краю кладбища, так что некоторое время шли вместе. Хорошо пообщались. Женщине было приятно узнать, что я из Краснодара: она жила там десять лет и любит этот город.

У края кладбища мы попрощались: женщина с мужчиной пошли на могилку, а я дальше, к вершине.

Прежде чем уйти за гребень холма, сел на камень: передохнуть и полюбоваться панорамным видом Раздана.

Трассу, где начинал путь, почти не видно, но хорошо просматривается тёмное пятно парка Шарля Азнавура. Озёр почти не видно, их скрывают холмы, а вот широкий пролёт улицы 23-августа различим хорошо. Много пройдено, а это только половина пути.

Трек через Макраван и переход к Цахкадзору на карте.

Цахкадзор. Центр, монастырь Кечарис, терренкур центрального парка

На гребне меня встретила стройка — почти готова к работе очередная гостиница.

От неё пошёл по просёлочной дороге, через лес в сторону городских улиц.

Вскоре вышел к расчищенной под строительство площадке. С неё открылся вид на Цахкадзор и окрестности.

Вскоре начались городские кварталы.

Я много слышал про Цахкадзор. От совокупности рассказов и материалов в интернете мои ожидания оказались несколько завышены.

Первые же кварталы показали, что визуально Цахкадзор — ничем не примечательный горный город. В Армении полно таких.

Правда, только я об этом подумал, как наткнулся на чудесный пряничный домик.

А дальше всё обычно. Многочисленные ремонты добавляют серости пейзажу.

Курорт выдаёт внушительное количество гостиниц и заведения, которых в обычном городке с такой численностью населения не встретишь. Но выглядят они разношёрстно, много откровенного колхоза. Мне всё это напомнило бессмысленную и беспощадную курортность черноморских городов и посёлков Краснодарского края.

Центральная площадь: сомнительного вида ларёк с надписью «Цахкадзор»; ряды квадроциклов, жаждущих денег отдыхаек; внушительных размеров и нулевой красоты баннер... У меня стойкое дежа-вю! Я всем этим пресытился в родных краях.

Вот, нашёл-таки хороший ракурс! Две интересных скульптуры на одной фотографии.

Ещё что-то строят.

А вот тут же простой жилой дом из необлицованного туфа и сияющее в лучах солнца бельё.

Отдаляюсь от центральной площади, иду вверх.

Выхожу к монастырскому комплексу Кечарис.

Хорош! Про него я тоже ничего не слышал до этой поездки, но это уже очень популярная достопримечательность. Чтобы сделать снимок с минимальным количеством людей в кадре, надо постараться.

Интерьеры церквей Кечариса выглядят примерно так.

Рядом с Кечарисом есть ещё одна маленькая старая церквушка — Святого Арутюна.

От неё пошёл к центральному парку, который представляет собой терренкур (тропу здоровья), широкими волнами, взбирающийся на вершину небольшой горы.

Выглядит эта тропа так.

Склоны той горы круты и чтобы уклон парковой тропинки не был велик, размах волн сделали большим: до ста восьмидесяти метров от поворота до поворота! По карте двести метров, набор высоты шестьдесят, а длина терренкура при этом — полтора километра!

Когда цель — неспешно гулять, это круто. Но я хотел скорее забраться на вершину и меня размашистые петли напрягали. Судя по «народным» тропам, срезающим углы везде где можно, не меня одного. Только вот беда, земля была влажной. Я попытался срезать в одном месте и чуть не уехал вниз. Больше не рисковал.

А оборудованные ускорители нашлись только под самой вершиной.

На деревьях встречаются криповые мордахи.

Перед вершиной я нашёл ресторан и верхнюю станцию зип-лайна, а на самой вершине парковку. Ничего интересного. Знал бы — не пошёл бы. Место приятное для неспешных прогулок, но если вы, как я: заскочили в Цахкадзор по-быстрому; равнодушны к ресторанам; вам плевать на курортные развлечения типа зип-лайна — в таком случае на терренкур можно не тратить время.

Первая половина прогулки по Цахкадзору на карте.

Цахкадзор. Возвращение в центр и дорога к Раздану

Вниз спускался скорым путём — по автомобильной дороге.

С неё вышел на улицу, которой уже ходил.

Но теперь оставил центральный квартал по правую руку и пошёл дальше в сторону Раздана.

Дворик.

Дальше гламурная гостиница. Парковка полна дорогих машин, вплоть до «Роллс-Ройсов».

Слева от гостиницы вид приятнее.

О! Снова резное деревянное.

Ещё один деревянный дом с балконом. На нём обитают два стража, которые облаивают всё что движется.

А сам дом восхитителен.

Всё это типично русское деревянное зодчество попало в Цахкадзор вместе с молоканами, в XIX-м веке. Тогда представители малопопулярного на родине религиозного течения были расселены по разным точкам Закавказья. В том числе какое-то число молокан занесло в эти края, где они основали село Константиновское.

Красота неописуемая!

Любопытная развалина. Домик, судя по масштабам, точно не был богатым. Однако, на этих маленьких оконцах всё равно сохранились следы каких-то весьма уместных, сделанных со вкусом украшений.

Квартал, полный деревянных сокровищ — на мой взгляд лучший в Цахкадзоре — закончился быстро. Дальше я пошёл вниз, по длинной-длинной и уже не очень интересной улице Пахлавуняц.

Какой-то недострой. Примечательно использование керамической черепицы для кровли.

Улица стала грязной

Только гуляя пешком, можно находить такие артефакты. Ехал бы на машине, пронёсся бы мимо и всё.

Пахлавуняц — странная улица. Идёшь по грязным задворкам, среди редких частных домов и вдруг бац: то приличный гостевой дом, то модный ночной клуб, то вовсе — казино!

В оправдание окраин Цахкадзора скажу, что вся эта грязь больше напоминает вялотекущий ремонт, нежели запустение. Так что возможно спустя время улица изменится в лучшую сторону.

Цахкадзор тем временем остаётся за спиной. Я иду дальше.

Вторая половина прогулки по Цахкадзору на карте.

Возвращение в Раздан. Окраины района Ванатур

Я вернулся в Раздан, правда, сильно севернее тех районов, по которым ходил утром и днём.

Здесь самое время немного рассказать об устройстве Раздана. Административно, город огромен. Он простирается с севера на юг почти на двадцать километров. Но по факту город намного меньше. Просто он разделён на группы районов, стоящих на удалении друг от друга.

То есть по факту Раздан выглядит как группа небольших населённых пунктов. Некоторые из которых похожи на город, другие — чистые деревни. И всё это объединено в одно большое муниципальное образование.

Возвращаясь из Цахкадзора в Раздан я вернулся в район Ванатур и прошёл его северными окраинами.

Шёл по магистральной улице Хай Фидаинери. Она пересекает реку Раздан. С моста открывается хороший вид.

А так улица ничем особо не примечательна: редкие частные домовладения в стороне, пустыри, заросшие травой обочины, магазинчики и не самое аккуратное отделение полиции.

Чуть дальше, у второго кольца стоит военный мемориал.

Он состоит из крутой туфовой скульптуры.

Разной военной техники.

И могил солдат и офицеров, погибших в недавних конфликтах.

С возвышенности, на которой расположен мемориал, открывается интересный вид. Хорошо видна Разданская ТЭС.

А я пошёл дальше, в сторону трассы.

Если начало улицы Фидаинери больше напоминало промзону, то вторая её часть скорее сельская: частные домовладения,

да бескрайние просторы окружающих город гор и холмов.

Завершение маршрута на карте.

Дорога домой

Я не дошёл пешком до трассы два километра. Вечерело, нужно было выбираться домой. Поэтому начал голосовать.

Почти мгновенно остановился «Опель», на котором я доехал до шоссе «Ереван — Дилижан». Мужичок, который меня подвёз, направлялся в Чаренцаван, а это в обратную от Дилижана сторону.

На автомагистрали автостоп работает плохо. Следующую машину я ждал около четверти часа. К сожалению, Гагик на сером «Мерседесе», ехал только до Севана. Но и на том большое спасибо — дом стал чуточку ближе.

Возле этой прекрасной остановки меня высадили и дальше стало ещё сложнее. Стоял почти час! То вообще никто не останавливался, то тормозили таксисты, предлагавшие поехать за большие деньги.

Но через час два парня на «Мерседесе» подкинули до Цовагюха. И за эти двенадцать километров им огромное спасибо! Дом стал ещё ближе.

И тут мне надоело. Солнце закатилось за горы, темнело, холодало. Стоять ещё час я не хотел, поэтому плюнул и вызвал такси. Доехал до Дилижана за 3100 драм ($8 или 707 рублей по курсу «Гугла» на момент написания записи), что на пять тысяч меньше, чем если бы я поехал на такси от Раздана.

А закат был хорош!

Вместо послесловия

Мне понравился формат. Поездка вышла насыщенной и при этом бюджетной.

Пешком ходить интересно. Города и их окрестности наполнены деталями, которые ускользают, если перемещаться быстро. В случае общественного транспорта или организованных экскурсий произвольные остановки в принципе исключены. На такси раз-другой, конечно можно тормознуть, но слишком частые остановки водители не оценят. Да даже если автомобиль свой, каждую минуту устанешь останавливаться. А многие вещи, наподобие чудесных чугунных оград на мосту у Разданских озёр, из окна авто просто не заметишь.

Важным уроком поездки стало то, что не стоит рассчитывать на автостоп на автомагистралях. Днём, на тихих провинциальных дорожках на попутки можно полагаться. Но чем крупнее трасса и чем ближе крупные города, тем сложнее ловить машину.

На этом у меня всё.

Карта и цифры

Полный маршрут пешей прогулки по Раздану и Цахкадзору.

  • Длина маршрута: 20,2 км
  • Высота точки старта: 1817 м
  • Высота финишной точки: 1759 м
  • Максимальная высота: 1951 м
  • Наименьшая высота: 1697 м
  • Набор высоты: 421 м
  • Сброс высоты: -482 м
  • Общее время прогулки: 6 часов 36 минут
  • Время в пути (без учёта привалов): 5 часов 43 минуты
  • Скачать трек пешей прогулки (gpx, 441 Кб)

Затраты

  • Маршрутка (GG) «Дилижан — Ереван»: 1600 драм ($4,12 или 368 ₽).
  • Такси (Яндекс) от Цовагюха к Дилижану (23 км): 3100 драм 3100 драм ($8 или 707 ₽).

Итого: 4700 драм ($12,12 или 1075 ₽).

Цены в долларах и рублях указаны по курсу гугла на момент написания записи.

В дороге не ел, воду не покупал: набрал в бутылку дома, по пути пополнил запас в источнике, в Цахкадзоре.