Грузия осенью. Сигнахи. Первый день. Дорога из Гюмри и первый вечер в городе
Это одна из пяти записей про путешествие. Поэтому прежде чем начать, повторю предысторию, для тех кто попал сюда напрямую.
В июле 2022 года я впервые побывал в Грузии. На третий день поездки оказался в Сигнахи. И так мне понравился город, что тем же вечером забронировал там отель на три ночи в сентябре. Что же, как запланировал, так и получилось: 8 сентября 2022 года мы с братом, Женей, отправились из Гюмри к грузинской границе.
По аналогии с рассказом про первое грузинское путешествие, о самой поездке я повествую в четырёх отдельных записях — по одной на каждый день трипа первый (этот), второй, третий, четвёртый). В этих постах всё вальяжно, с расстановкой и кучей фотографий. Если же нужна выжимка: сухая информация, которая может быть полезна на аналогичном маршруте (как добирались, где жили, где ели, что смотрели), то за этим в корневую запись.
Ну а теперь, к рассказу про первый день.
Дорога в Спитак
Стартовали в половине седьмого утра. Накануне я забронировал два места в микроавтобусе на маршруте Ереван—Тбилиси и попросил подобрать нас в Спитаке. Но до него ещё предстояло добраться. Решили проблему просто: договорились с соседом, Самвелом, что утром он отвезёт нас в Спитак.
Когда выезжали из Гюмри было пасмурно.
После Джаджурского перевала облака поредели, иногда выглядывало солнце.
Спитак
В Спитак приехали в половине восьмого утра. До посадки в микроавтобус оставалось полтора часа, до открытия знакомого фудкорта — полчаса. Хороший повод немного прогуляться по городу.
Из такси вышли возле памятника жертвам Спитакского землетрясения, он занимает центральное место в городе. Это справедливо. От Спитака тогда ничего не осталось, жертв было много и память свежа. Многие из людей в возрасте, с кем заговариваешь на тему землетрясения, говорят: «Я помню как это было...».
Чуть в стороне моё внимание привлекла «Монка». Нет, конечно, если бы я сейчас попытался самостоятельно написать вывеску на армянском, то и не таких бы ошибок наделал. Вот только я написав вывеску на армянском, не пошёл бы её тут же вешать, а задал бы вопрос любому знакомому армянину: «А я правильно написал?».
«Ксерокс» и «Лото» — знак, который можно буквально назвать ламповым.
Это мы шли по Первому переулку Шаумяна к одноимённой улице.
Вот она.
Там меня заинтересовала конструкция на мусорном баке.
Имею два предположения о её назначении: либо креативно сообщают о том, что перед нами бак для пластика; или это демпфер, смягчающий удары о что-то, при перемещении контейнера.
Ещё на улице Шаумяна расположена внушительных размеров мемориальная зона с целым набором разнообразных бюстов, памятников, табличек.
Особенно интересным мне показался хачкар в память о жертвах землетрясения в Японии, в 2011 году. Память о своих трагедиях привычна, а вот солидарности с чужими бедами часто в нашем мире не хватает.
Дорога из Спитака в Сигнахи
По Спитаку гуляли около получаса, потом открылся фудкорт, зашли подкрепиться. Пока завтракал, созвонился с водителем, тот сказал, что в городе будет по плану: около девяти.
Так всё и вышло, в девять нас на церкви подобрал беленький «Хёндай» и помчал в сторону грузинской столицы.
За окном было пасмурно и живописно.
После Алаверди сделали небольшую остановку возле придорожного кафе.
Пока стояли там, разговорились с соседками: двумя тётушками, направлявшимися к родственникам в Грузию. Это знакомство здорово нам поможет дальше. Но обо всём по порядку.
Границу прошли быстро, без приключений. На стойке мне вообще никаких вопросов не задавали — молча поставили штамп в паспорте. Только когда выходил из КПП, наткнулся на женщину в форме. Она дежурно спросила не везу ли лишнего, я ответил отрицательно, на том и разошлись.
А попутчицы наши возмущались. Дело в том, что машины по правилам проходят одной дорогой, а пассажиры другой. И нужно не просто идти к будкам для пеших, а нести с собой все свои вещи. У тётушек с собой было много тяжёлых сумок, которые никто не проверил. Этот факт и вызвал возмущение: зачем мучить людей если вы даже ничего не смотрите?
Итак, пограничный контроль остался за спиной и мы помчали дальше.
В процессе разговора с нашими попутчицами выяснилось, что они не просто едут в Грузию, а едут в Лагодехи, а путь туда лежит через Сигнахи. Так что нам оказывается по пути до самого конца. Что же, это удача.
До конечной у метро Авлабари мы не поехали, вышли на улице Гулиа, у автовокзала Ортачала.
Точка, откуда по рассказу тётушек ходят маршрутки в Лагодехи (а заодно в Сигнахи) находилась на некотором удалении от нас и туда ещё надо было доехать. Такси — хороший вариант.
Но чтобы вызвать машину, мне нужен был интернет. Пополнить баланс грузинской симки в пути не удалось, сработал порочный круг: оплатить услуги можно при помощи «Эппл-пэй», но чтобы он сработал нужен интернет, который нужно оплатить чтобы он появился... Пфф!
Так вот, выйдя из маршрутки я пошёл искать терминал, а Женя остался с попутчицами и вещами на парковке. Терминал я нашел, интернет реанимировал. Возвращаюсь к своим, а там в моё отсутствие произошла занимательная сцена.
Дело в том, что пока я ходил, подъехал таксист и предложил нас довести. Тётушки радостно согласились и уже начали было закидывать сумки в багажник, как кто-то справился о цене поездки. Извозчик оценил путь в полтора десятка лари. Это был косяк.
Как рассказал позже мне мой брат, тётки были готовы линчевать таксиста на капоте его же автомобиля, покрывая при этом всеми возможными ругательствами, существующими в русском, армянском и грузинском языках. Шутка ли, попытаться так нагло надуть своих же: за пять минут езды запросить пятнадцать лари! К слову про реальные расценки, вызванный тут же «Болт» обошелся в четыре.
Водителю «Болта», кстати, тоже досталось. Дело в том, что мы ехали к метро Исани, а программа вместо метро подсунула конечной точкой ТЦ «Исани». Конечно же наши попутчицы заметили что их везут не туда и прежде чем мы выяснили что водитель не имел злого умысла ему крепко прилетело.
Ну что же, вот так весело мы добрались до точки, отмеченной на гуглокартах как Taxi Station,Go tu Kakheti.
Настало время решать как ехать в Кахетию. Билет на маршрутку стоил пятнадцать лари с человека. Нас четверо, получается шестьдесят лари. Тут уже встал вопрос, а не скинуться ли нам на такси? Я глянул в «Болт», тот мне выдал сто двадцать лари только до Сигнахи. Дороговато. Но наши попутчицы и тут проявили боевой нрав. Джульетта, так звали одну из тётушек (имя второй я к своему стыду и позору не записал и забыл) взяла Женю и отправилась с ним на стоянку такси. Вернулись они через десять минут с таксистом, с которым сторговались до ста лари в Лагодехи. Потрясающий успех и моё почтение.
И вот, на часах половина второго, а мы в стареньком, но аккуратном «Ниссане-Патфайндер» едем в Кахетию.
Здесь я разбавлю текст знаком с надписью «Сигнахи», стоящим перед въездом в город.
Как и положено людям старой закалки, у наших попутчиц в сумках нашелся арсенал съестного, которому иная столовая позавидует: пирожки, яички, лаваш, овощи — чего там только не было. Нас накормили от пуза. Не знаю, был ли рад таксист пышной трапезе в его автомобиле, но мне показалось что после торга у вокзала, он понял, что перечить себе дороже.
Сигнахи
За обедами и интересными разговорами полтора часа пути пролетели незаметно. Не успел глазом моргнуть, а мы уже въезжаем в Сигнахи.
Вышли в центре, на площади Ираклия II. Обняли тётушек, поблагодарили за помощь и попрощались. Классные нам попались попутчицы, долго буду вспоминать их добрым словом!
Конечно же мы сфотографировались на память, но я не знаю, уместно ли выкладывать эту фотографию без разрешения. Поэтому проиллюстрирую прибытие в пункт назначения простым видом площади.
Ну что же. На часах — три, до заселения в гостиницу ещё час. Чем заняться? Конечно же идти пить вино в «Слёзы Фазана»!
Мне очень нравится их вино, особенно полюбилось киси.
И интерьеры нравятся и люди там работающие, как-то всё по-домашнему, уютно.
Выпив по бокалу, отправились в гостиницу, пешком на другой конец города. Звучит страшно, а по факту это километр. Сигнахи — очень маленький город.
По пути разглядывал детали. Урна показалась интересной.
А вот лавочка какая-то типовая. Название города только меняют на спинке.
Один из открыточных видов города. Хмуро, но облака красивые.
Гостиница приятно удивила. Даже подвесное кресло поставили. Единственное что меня смутило на входе — соседство с кафешкой. Сел на балконе, все тебя видят. А шум?
Но опасения были напрасны. Кафе оказалось тихим: никто не кричал, музыку громко не включали. А после десяти оно и вовсе закрывалось. А на то что меня кто-то видит — плевать.
А вид, вид-то какой открывался с балкона. Вся Алазанская долина как на ладони!
К этому моменту — почти семь вечера — облачный покров начал рваться и к земле прорвалось солнце.
Ну а мы заселились, разобрали вещи и отправились на небольшую прогулку.
Повторение открыточного вида. Колокольня церкви Святого Георгия возвышается над городскими крышами, а на горизонте проступает контур Главного Кавказского хребта.
Собственно, дальше мы не пошли и спустя полчаса после выхода, вернулись в гостиницу.
Там нас ждал прекрасный ужин.
Шашлык был божественнен!
А вот Ркацителли, которое заказал к мясу — посредственное. Но так бывает. Грузия — не какая-то особенная страна. Поэтому не нужно думать, что «грузинское вино» — это что-то однородно-божественное и все грузины как один мастера-виноделы. Нет.
Полторашка красной перебродившей жижи, которую вам попробуют впарить на тротуаре или «Алазанская долина» из отечественных супермаркетов технически тоже являются грузинским вином, но вкусовые характеристики у них оставляют желать лучшего. Отхлебнешь такого раз-другой и разочаруешься в грузинском виноделии, а там жемчуга хватает, просто на одного мастеровитого винодела и именитое хозяйство приходится десяток халтурщиков.
Но бокалом вина ограничиться не удалось...
Хозяин угостил чачей. И вот она была хороша!
И на этой алкогольной ноте я завершаю рассказ про первый день в Сигнахи, переходим к следующим.