Водопад Трчкан. Два визита за два дня: пешая прогулка и поездка на машине

О Трчкане (типа самый высокий водопад в Армении) я узнал от Антона, с которым познакомились здесь, в Гюмри. Поход спланировали в мае, а выбраться удалось только в июне.

Причём вышло так, что за выходные я дважды сгонял к водопаду. Сперва мы с Антоном честно отшагали весь трек пешком (без малого 25 километров), а потом я вечером заглянул в бар, встретил там Федю с Дашей, показал им фотки, а они: «А мы тож хотим». А ребята на машине. Так что на следующий день моя задница уже не потела на крутых подъёмах, а с должным комфортом расположилась на сиденье авто.

Я решил не разделять поход, да поездку на разные записи и объединил их в одной заметке.

Трчкан № 1. Пешая прогулка

Раненько в субботу встретились с Антоном, вызвали такси, да поехали в село Ширакамут, откуда начинался маршрут.

Я впервые направился в дилижанскую сторону. Горы вокруг дороги растут немаленькие, есть на что поглазеть.

Около восьми утра вышли из машины, закинули за спину рюкзаки и потопали в сторону водопада.

От самого старта дорога круто поползла вверх по правому склону долины — потеть пришлось с разбега. Наградой за труды стали отличные виды, которые открылись с высоты и не покидали нас до конца похода.

Большую часть пути рядом бежал водопровод. Выше по течению — это толстенная труба, которая перед самой деревней вливается в открытый канал, напоминающий арык. В эту трубу в разных местах врезаются трубки потоньше, что собирают воду с окрестных балок, да родников.

Вот так выглядит место, где вода из трубы выливается в канал.

Возле канала наткнулись на полчища гусениц. Не в курсе злыдни они или безвредные ребята, поэтому на всякий случай старался не давить.

Удивил размер местных маков. Некоторые цветы величиной с ладонь!

Окрестные пейзажи — это склоны, покрытые субальпийскими, повыше альпийскими, лугами. Но на правом борту долины, по которому мы шли, растёт немало деревьев. Местами они торчат особняком, а где-то собираются в небольшие рощи.

На полпути к водопаду нашли беседку с шикарным родником возле неё. Кажется, я лоханулся, загрузив в рюкзак три с половиной литра воды. Можно было наполнить бутылки тут, а не тащить лишний груз с собой.

А вот ещё фотка мака. Ну гигант же!

Вообще, в июне в горах до хрена цветов, но они неплохо маскируются. Глянешь на склон издалека — ничего кроме зелени. Ближе подойдёшь, а там цветные россыпи под ногами.

Тем временем мы набрали три сотни метров. Дорога выбралась к отметке в две тысячи метров над уровнем моря и какое-то время на ней крутилась. А потом за очередным пригорком показался водопад и мы начали потихоньку сбрасывать высоту, спускаясь к руслу реки.

Красота вокруг неописуемая!

Водопад — крайне популярное туристическое место, вокруг него даже есть кое-какое благоустройство. К воде ведёт мощёная дорожка, через реку перекинут мост, на поляне стоят беседки.

Всё клёво, да один косяк имеется — мусор. Ну не то чтобы местность вокруг водопада совсем загажена, но кучи пластика по кустам присутствуют, да и в общем в траве разное мелкое говно попадается.

Ну а мы прошли в самый конец, преодолели небольшой брод и разбили лагерь.

Первым делом я, конечно же, пошёл глядеть на водопад. Красив!

Но фотка чисто репортажная, потому что кое-кто оставил дома и штатив, и тёмный фильтр. Так что сфотографировать водопад на длинной выдержке не удалось. Правда, забегу вперёд, на следующий день я исправился и хорошая фоточка ниже будет.

Ну а после осмотра водопада принялись обедать, да чаи гонять.

А помимо того фастфуда, что мы притащили с собой перепало ещё шашлыков и по стопке водки. Всё дело в том что рядом с нами на поляне отдыхала компания армян, на «Ниве» из Ширакамута приехали. Позвали к столу. Сперва угостили овощным шашлыком, потом добавили жареного мяса. Они были готовы нас основательно напоить и накормить, но мы вежливо отказались: по горам лучше ходить на трезвую голову и в меру голодным.

Поначалу мы думали почиллить на полянке часа три-четыре, но погода начала портиться. Решили что особого удовольствия сидеть под дождём нет, а потому собрали лагерь и двинулись обратно.

Правда, стоило нам покинуть поляну, как снова выглянуло солнце.

Вот это моя любимая погода в горах: когда свет с тенью воюет. Вокруг тучи тяжёлые ходят, но то и дело они отступают и в разрывы облаков врывается яркий солнечный свет. В такие моменты природа преображается.

Это вам не плоская скука ясного дня, тут небо наполняется причудливыми контурами, а зелень под ногами наливается краской. Форма облаков, оттенки неба и земли, яркость света и контраст теней меняются с поразительной скоростью!

Впереди встал мощный фронт. Но он нам не грозил, тучу сносило влево, на восток.

Какое-то время шли под островком ясного неба, любуясь залитыми солнцем пейзажами и причудливыми облаками вокруг.

Но вскоре с запада притянуло тучу по нашу душу.

Я сделал ещё кадр и убрал фотоаппарат подальше — пошёл дождь.

Но тут Антон мне рассказал, что оказывается, мой «Айфон» не боится дождя. Вот блин! Два года берёг от воды, а тут оказывается что зря. На радостях бахнул селфи в самый разгар непогоды и дальше принялся фиксировать происходящее вокруг на телефон.

Под дождём шли около получаса. Сразу как миновали ворота (видно на снимке выше), небо начало быстро светлеть, а капли редеть. Рассеянный солнечный свет пробился сквозь дымку и окрасил бока холмов в какой-то невероятный, нежный светло-зелёный тон.

Я замучился в попытках повторить этот оттенок на обработке. Так что держите жалкую пародию на то что видели глаза.

Через пару минут дождь окончательно прекратился, солнце разорвало облака, залило ярким светом долину и разбросало по округе многочисленные радуги.

Следующую четверть часа, пока дождь убегал в сторону, вокруг столько красоты открылось, что я прекращаю неблагодарное дело — описывать то, что можно показать.

А эт снова я. Летнее армянское солнце настолько злое (УВ-индекс достигает 12+), что длинный рукав и шапка с «ушами» — мастхэв чтобы не сгореть.

Назад пошли немного другим путём. Сперва думали пойти совсем иначе — по левому борту долины, но там у водопада предстоял крутой подъём без тропы, по камням, да мокрой траве. Посчитали затею рискованной и пошли обратно тем же путём что и пришли. Вот только не дойдя три километра до Ширакамута ушли вправо, в сторону села Мец Парни.

На подходе к селению, с высоты окрестных холмов открывался неплохой вид на окрестности.

«Трчкан» на окраине Мец Парни напоминает в какую сторону ехать к водопаду.

Милые мусорные баки.

Сельские улицы.

Тут надо заметить, что поиск такси за городом — та ещё лотерея. Однако, нам повезло. Только вышли к трассе, как в приложении появилась доступная машина. Ткнул в экран и через пять минут мы уже возвращались в Гюмри на винтажном «Е-классе» из начала нулевых.

Трчкан № 2.На авто

После похода поехали с братом в центр, пива попить. Как писал во вступлении, встретили знакомых, которые захотели увидеть водопад своими глазами. Вот так я попал на Трчкан во второй раз.

Тут уже никаких ранних подъёмов. Из Гюмри выдвинулись в обед.

И если накануне мы поднимались из Ширакамута, то тут я предложил наоборот, лезть в гору со стороны Мец Парни — на машине так удобнее.

Ехали около часа.

Здесь опишу дорогу с точки зрения автомобилиста. Полноприводной кроссовер — минимальный уровень авто, на котором по моему скромному мнению стоит соваться на маршрут: крутые подъёмы и спуски, каменистые ухабы и раскисающие под дождями колеи.

Да, я видел в конце пути откровенную «пузотёрку» — «Форд-Мондео». Но по мне, чтобы на такой тачке добраться до водопада, помимо некислого водительского мастерства потребуется порция откровенной ненависти к своей машине. Не представляю чтобы человек, который любит своё авто поехал к Трчкану на легковушке.

Ну а мы на нормальной полноприводной машине добрались без приключений.

Едва-едва разбили лагерь, как пошёл ливень. Запереживали: не раскиснет ли дорога до той степени, что даже на джипе мы по ней не уедем. Но решили рискнуть. Да, кстати, тент — одно из лучших моих приобретений последних месяцев.

Под ним непогода ни по чём! Сверху льёт как из ведра, а мы спокойненько болтаем и готовим макароны с тушёнкой.

Как макарохи подошли, дождь прекратился и погода позволила нам выбраться из укрытия.

Перекусил и пошёл к водопаду. Да, второй раз на грабли наступать не стал: штатив и фильтр были с собой, так что годная фоточка Трчкана получилась.

Бэкстейдж.

Ну а там планов надолго задерживаться у водопада мы не имели. Покушали, осмотрели достопримечательность, да начали собираться в обратный путь.

Обратная дорога оказалась сложнее. Покрытие успело подмокнуть и ряд участков преодолели с заметным напряжением.

Коровок ещё встретили на обратном пути. Неохотно они нас пропустили.

Выехали на трассу. Ребятам налево — в сторону Дилижана, а нам направо, в Гюмри.

Хотели вызвать такси, но не получилось. Пять минут стояли на трассе, разглядывая экран смартфона в ожидании свободного такси. За это время остановились две машины с предложением подвезти (мы не голосовали). С первым дядькой нам не по пути было, а вот второй парень отвёз в город. Да не просто отвёз, а прямо к дому доставил, сделав некислый такой крюк!

Тут я конечно же вспомнил как мы с Жекой дважды после походов оказывались вечером на трассе. И как сотни машин проезжали мимо. Час за часом стояли мы с поднятой рукой на обочине и не одна падла не остановилась. Первый раз за нами знакомый из Краснодара приехал, а второй раз подобрали, выехавшие из лесу грибники.

Армения не перестаёт удивлять своей человечностью.

Ну а завершу свой рассказ я коротким видео, которое смонтировал из фрагментов, отснятых из машины по дороге к водопаду и обратно (ну и сам водопадик живьем там тоже есть).