Поход на Лысую гору к Богатырским пещерам
Конец июня выдался дождливым — что ни день, так гроза. На воскресенье синоптики вовсе выдали штормовое предупреждение. Страшно, но в горы охота. В итоге «охота» взяло верх и мы решились ехать.
Прошлый маршрут пролегал по хребту Котх: от города к селу Безымянное. В этот раз мы с Женей, моим братом, выбрали целью одну из самых известных и посещаемых достопримечательностей Горячего Ключа — Богатырские пещеры. Женя бывал там в школьные годы, а мне пока не доводилось.
Фото 1. Поляна в долине Очарования, на заднем плане склоны хребта Котх
Путь к предгорьям начинается с электрички. Ехать автобусом в летние дни сродни русской рулетке — легко встрять в пробку на часок-другой. Поезд же довозит к Горячему точно по расписанию, за положенные полтора часа.
Фото 2. Ромашки
Лысая гора — приметная высота в окрестностях города. Она стоит в междуречье Псекупса и его левого притока Кавярзе. С Псекупского бока лежат долина Очарования и Волчьи ворота, а с Каверзинского бока ущелье, в котором бежит к Чёрному морю трасса М4. На одном из склонов горы прячутся Богатырские пещеры, к которым лежит мой путь.
Тропа к пещерам начинается через 1700 метров после поворота с трассы к селу Фанагорийское. Удобнее всего подъехать на автомобиле, а с электрички нам пришлось сесть на 119-й автобус, который ходит от ж/д вокзала в Фанагорийское.
Расписание маршрутки оказалось удобным. Автобус подъехал вскоре после прибытия электрички и через десять минут езды мы вышли у самой тропы, поблагодарив водителя за удобную остановку.
Осмотрелись. Рядом с дорогой раскинулась живописная поляна, одна из многих в долине Очарования. За поляной тёмной громадой высится Котх. Лес на его склонах окрасился в чёрно-зелёные тона, на вершины легла тяжёлая облачная шапка. То тут, то там отрывались от серого полога и растекались по склонам белёсые лохмотья.
Долина оправдывает название. Настоящее Очарование! В комплекте с приятными пейзажами к ней идёт удивительно ровный климат: здесь не бывает сильных ветров, минимальные перепады давления, летом не жарко, зимой не холодно — на редкость комфортное место.
А по другую сторону над шоссе навис лес. Небольшая дверца в зеленой стене и есть начало тропы, уводящей вверх по склону к Богатырским пещерам.
Фото 3. Стоянка недалеко от шоссе
Заходим внутрь. Узкая тропинка быстро превращается в широкую утоптанную дорожку, исчезает густой кустарник, расступаются кроны. По пути попадается просторная поляна со столом и лавками. Налицо и другие следы человека, такие как море мусора по сторонам.
Фото 4. Богатырские пещеры со стороны
Я думал мы будем дольше идти, но не прошло получаса как показались пещеры. В просвете деревьев выросла желтоватая скала с двумя провалами, Большой и Малой Богатырскими пещерами.
Эти пещеры сделаны людьми, природа здесь не причём. Много лет прошло со времени открытия Богатырских, а учёные до сих пор не сделали окончательных выводов об их возникновении.
Фото 5. Взгляд изнутри
Адыгские обычаи прошлых лет позволяли людям, совершившим тяжкие преступления, сразу после оглашения приговора сбегать и навсегда исчезать из родных мест. По одной из версий пещеры были вырыты в XVIII веке, так сказать «про запас», теми, кто боялся возмездия за свои проступки. Есть версия еще более прозаичная, что углубления в скале — ничто иное, как гробница, подготовленная для знатных покойников.
Стоит вспомнить и откровенно бредовые предположения. Некоторые псевдоучёные говорят о цивилизации лемурийцев, предшествовавшей нашей. Авторы версии говорят, что лемурийцы были необычайно высоки и достигали ростом шести метров. Им приписывают сооружение Богатырских пещер, а также многочисленных дольменов.
Возможно, именно рассказы о древних великанах послужили почвой для легенды о живших здесь богатырях, добрых заступниках, покровителях всех обиженных. От этой красивой легенды и пошло название Богатырские.
Фото 6. Внутри Богатырских пещер
На первый взгляд пещеры кажутся неприступными. Но подойдя к скале ближе можно обнаружить узкий карниз, ведущий почти ко входу. Пещеры нависли в каких-то двух-трех метрах над ним. За долгие годы туристы выдолбили в податливом песчанике множество углублений, так что, проделав несложное упражнение по скалолазанию можно легко забраться внутрь.
Внутри Богатырские пещеры представляют собой сеть ходов и небольших выемок в стенах, похожих на комнатки, общей протяженностью метров 20 — 30, не больше. Большой и малый входы, соединены меж собой. В конце одного из коридоров в потолке зияет огромное отверстие. Через него можно выбраться на тропу, идущую над скалой.
На стенах пещер нет живого места от «древних рун» в стиле «здесь был Вася». Некоторые надписи датируются 80-ми годами прошлого века, другие свежее. Не исключено, что через тысячи лет наши потомки будут ломать голову о том как представители цивилизации, достигшей таких высот в развитии, оставили после себя столько бессмыслицы.
Фото 7. Выход из пещер наверх
Через «чёрный» ход выбираемся наверх и продолжаем путь наверх.
Следов пребывания диких людей становится меньше — чем дальше в гору, тем меньше мусора. Всё логично, ведь редкий дикарь пойдёт к вершине Лысой. Типичная свинья человеческого рода крайне ленива и капризна, с трудом способна отойти дальше километра от автомобиля.
На склоне находим внушительный трамплин, сооруженный из бревен и прочих подручных материалов. Его построили даунхильщики, ребята, которые занимаются скоростным спуском с гор на велосипедах. Хотя я не представляю, как можно решиться здесь ездить на велосипеде. Бесстрашные люди!
Лысая гора знаменита не только таинственными пещерами. В годы Великой Отечественной войны она стала одним из ключевых пунктов советской обороны. Солдаты 30-й Иркутской дивизии нанесли немецким полкам, рвавшимся к побережью сокрушительное поражение. В память о тех событиях на вершине был установлен обелиск, который мы не увидели. Многие тропы заросли, другие, наоборот, появились. Мы заплутали и вышли к лугу на вершине с другой стороны от памятника.
Фото 8. Виды с тропы на вершину Лысой
Фото 9. Один из трамплинов на склонах
За вершиной всегда следует спуск.
Советская топографическая карта утверждала, что от луга дальше дорог нет, кругом лес. Но мы упёрлись в широкую лесную дорогу, по которой к тому же совсем недавно ездили. Только вот глинисто-земляная дорога, после обильных дождей превратилась в болото.
Если бы не армейские ботинки, то пришлось бы несладко, ибо местами ноги тонули в коричневой жиже так, что та едва не переливалась через край берца. Спуск оказался экстремальней подъема. Обрадовало, что по пути вниз не было дождя — судя по многочисленным потёкам на земле, во время ливня эта дорога превращается в реку, а тогда хоть на байдарках плыви или пережидай непогоду в зарослях на обочине.
Фото 10. На спуске с Лысой
Фото 11. Строящаяся линия ЛЭП
Дорога вывела к широкой просеке, на которой высятся свежеокрашенные скелеты опор ЛЭП, еще без проводов, в процессе. Похоже, это одна из линий, что строится для нужд олимпийской столицы 2014. Электричество — это хорошо, но не идёт из головы ассоциация с огромной раной. Будто широким ножом прошлись по вековому горному лесу. Больно смотреть на поваленные деревья и голую землю. Срубить — минутное дело, а шрамы в лесу потом зарастают десятилетиями.
Фото 12. На опушке свежей просеки
Фото 13. Грязнющая дорога
С просеки снова ушли в лес, пара километров по грязнющей дороге и мы выходим на шоссе, ведущее к побережью. Лысая гора стоит поодаль и там где мы были несколько часов назад, клубятся мрачные тучи. Слева небо еще темнее, а от того что над нами светит солнце, облака кажутся нереально тяжелыми и страшными.
Я начинаю спешно паковать в полиэтиленовые пакеты всё ценное: документы, фотоаппаратуру и как оказалось не зря.
Из-за горы, будто сказочное чудовище, выползает эта чёрная громадина, откусывает макушки хребтов и медленно ползёт по небу в нашу сторону.Склоны гор тускнеют, а потом пропадают во мгле. Стена дождя доев последний склон, выбирается на дорогу и метр за метром приближается к нам. Непередаваемое зрелище. Слепящее солнце с одной стороны и иссиня-чёрное, свинцовое чудище с другой. Мы едва успели запаковаться в дождевики и достать зонты, как она нас настигла.
Давно я не попадал под такой дождь. Зонт и куртка едва справлялись с потоками воды, а я наперегонки со временем пытался остановить машину. Повезло. Полминуты простояли под дождём, как большой грузовик-эвакуатор, мигнув поворотником замер на обочине.
Фото 14. На трассе М4 за минуту до ливня
И вот мы, довольные, в тёплой кабине едем домой. Оказалось Андрей, водитель грузовика, направлялся как раз в Краснодар — приятное везение. Мелькала серая полоска трассы за окном, за спиной остался интересный маршрут, а в мыслях уже крутились планы новых вылазок. Ведь горы — заразная штука.
Цифры и маршрут на гугл-земле
Длина маршрута: 5,93 км
Высота точки старта: 80 м
Высота финишной точки: 81 м
Максимальная высота: 419 м
Средний уклон, подъём/спуск: 12,1%/ −11,8%
Максимальная крутизна склона на подъём: 37,0%
Максимальная крутизна склона на спуск: −41,2%