Прогулка по хребту Котх

Большие города в жаркую пору — не лучшее место. Летний зной плавит асфальт, столбики термометров бьют все рекорды. На запруженных автомобилями улицах тысячи выхлопных труб травят и без того невозможный раскалённый воздух. В такие дни город превращается в западню.

Краснодар удобно расположился. Он вырос на берегах Кубани, которая разделила край на две половины: равнинную северную и горную южную. В хорошую погоду силуэты хребтов видны из окон — до них рукой подать. Грех не воспользоваться соседством.

Для субботней вылазки мы с братом выбрали Горячий Ключ, курортный городок в полутора часах езды от краевого центра.

В Горячем я бывал, но ограничивался прогулками по городу. В Целебном парке много открыточных достопримечательностей, но меня больше прельщали укрытые лесами вершины вокруг города. Иногда, гуляя по парку, я углублялся в лес, но это не считается — такие прогулки лишь распаляли интерес.

В город приехали на утренней электричке. С нами найденная в интернете старая топографическая карта, фотоаппараты, рюкзаки и прочий скарб.

Обидно, что без ночёвки в Горячем рано не окажешься. Первый автобус около восьми, первая электричка в том же часу. А десять утра — это паршивый дневной свет, с которым хороших фото не сделать.

Электрички — забавный транспорт. Если по соседству расположится компания старушек, едущих к дачным участкам, то заскучать не выйдет. От них можно узнать обо всех способах приготовления жареных кабачков и особенностях сочетания помидоров и яиц. А дыни по 10 рублей — катастрофа! Наверное о том предупреждали индейцы Майя в своём календаре, а мы не поняли и стали говорить о конце света.

А с каким энтузиазмом старые клюшки встречают каждого нового персонажа. Сам Фрейд позавидовал бы силе мысли и проницательности пытливых сплетниц!

Но не одними старушками полна электричка: проповедники с горящими глазами возвещают о том, что их газетёнка спасёт вас от адских мук; туристы держат путь к своим маршрутам; снуют разномастные бродяги. Для полной коллекции не хватило торговцев и цыган-попрошаек.

Фото 1. Фрагмент вида с тропы в сторону Горячего Ключа

Мы не стали в этот раз тратить время на город. От вокзала взяли такси и приехали прямо к улице Свердлова — началу маршрута.

Десять минут ходьбы и городские кварталы остаются за спиной, а тропинка уводит вглубь чащи. В лесу становится прохладней, тишину нарушают лишь птичьи голоса, да шум ветра, гуляющего среди пышных крон.

Хребет Котх — одно из самых приметных горных образований в районе. С адыгского топоним переводится как «Кабаний хребет». Начинается он от самых городских окраин и тянется на юго-восток 44 километра.

Фото 2. Лесная дорога

Высота хребта местами превышает полкилометра над уровнем моря. Он закрывает от восточных ветров долину Псекупса, заставляя их поворачивать к Новороссийску, где они обрушиваются на побережье знаменитой Борой.

Первая вершина в гряде — Абадзехская гора, также имеет русское имя Ключевая. По пути к ней убедился в несовершенстве старой карты. За долгие годы склоны покрылись километрами новых тропинок, разобраться в которых по бумаге не так просто. Я был удивлён, когда идя в нужном направлении, вдруг уткнулся в тупик и глубокую ложбину перед собой.

Фото 3. Махаон

Сомнений не осталось — я, положившись на схему и перепутав дороги, слишком сильно забрался к северу и оказался вместо гребня хребта на его склоне. Пришлось выбирать: либо перебираться через ложбину и плавно забирать по склону вправо, либо пойти в лоб на кручу и подняться напрямую к гребню.

Мы полезли прямо в гору. Шли осторожно, стараясь не поскользнуться на ковре из прошлогодней листвы.

Этот подъем стал первым ярким впечатлением от похода. Возможно для опытных туристов трёхсотметровое восхождение по крутому склону — пустяки, но нам пришлось попотеть. Каким же счастьем было после двадцати минут подъема увидеть ту самую тропу, по которой надо было идти.

И вот мы на высоте 415 метров над уровнем моря — это вершина горы Ключевой, откуда открывается отличный вид на долину Очарования и урочище Волчьи ворота — наиболее узкое место в долине реки Псекупс, справа зажатой Лысой горой, а слева подпираемой отрогами Котха.

Фото 4. Вид со смотровой площадки у горы Ключевой на долину Псекупса в сторону Волчьих ворот

В давние времена, для волчьих стай, это место было единственным проходом из горных ущелий в степи. Во второй половине XIX века основателям курорта пришлось потрудится, чтобы выжить волков с облюбованных ими мест — Дантова ущелья, Целебного парка, долины Очарования.

Так человек в очередной раз победил природу — леса под Горячим Ключом стали Меккой для туристов, а волчьи стаи в Кавказских горах нынче можно пересчитать по пальцам.

Еще урочище знаменито тем, что в 1942 году здесь проходили ожесточенные бои с немецкими войсками, пытавшимися прорваться по долине Псекупса к Туапсе. В память о тех, кто ценой своей жизни задержал врага на пути к побережью у дороги на Фанагорийское, сейчас установлен мемориал.

А мы продолжаем путь. Оставив за спиной Ключевую гору, по гребню хребта идём к горе Сапун, тёзке знаменитой Севастопольской Сапун-горы. Гора Сапун всего на 2 метра выше Абадзехской (Ключевой), поэтому понять, где кончается одна и начинается другая, сложно.

Стена леса скрывает от глаз панорамы и тропа тонет в царстве зелени. Внезапно, не то рык, не то вопль раздался совсем близко. Признаюсь, внутри ёкнуло. Но зверя не тронешь, он на тебя нападать не станет, звери — не люди.

Я не знаток фауны, но скорее всего, кричал кабан — единственный зверь, которого еще вдоволь осталось в здешних лесах. Волков, рысей, медведей и прочих хищников люди почти полностью истребили, вот и стали плодиться кабаны в изрядных количествах, на радость охотникам, что наполняют эти леса в сезон.

Фото 5–6. Следы лесорубов на Узуновой поляне

А дальше тропа вывела нас к вырубке. На ней встретилась первая живая душа в горах, спящий без задних ног дровосек, что спрятался от дневного зноя в старом вагончике. Здесь, за рукотворной поляной, здорово выручил, встроенный в мобильный телефон модуль GPS. Как уже писал, за времена прошедшие от создания моей карты здесь появилось очень много новых троп. А ведь в лесу перепутать направление — плёвое дело и кроны деревьев скрывают окрестные вершины, затрудняя ориентирование.

Так вместо юго-запада и села Безымянное пошли совершенно иной дорогой, но, вовремя спохватившись, вернулись. Как оказалось, то, что должно было быть приметной лесной дорогой на вырубке, заросло густой травой и превратилось в едва различимую стёжку.

Фото 7. На спуске с хребта Котх в сторону Безымянного

Котх вновь встал стеной впереди. Лесная дорога увела на северный склон и теперь нас ждал самый активный участок под финал похода: сначала крутой подъём почти на двести метров, к безымянной отметке 439,9, а за ним, не менее крутой спуск в долину Псекупса.

Никогда бы не подумал, что путь вниз может оказаться тяжелей подъёма. Пара мест попалась таких, что пришлось съезжать чуть не на четвереньках. Но это мелочи, вот что окончательно добило, так это следы автомобильных покрышек на этой тропе!!! Здесь еще кто-то умудрялся проехать, вот уж диво!

Фото 8. ГАЗ-51 на улицах Безымянного

Первые сельские дома. Конец маршрута. По карте пройдено около 12 километров, на деле, учитывая подъёмы и спуски, раза в полтора больше. Перед электричкой успеваем искупаться в речке. Псекупс удивил. Уж больно горяча вода в нём — не ждал такого от горной реки. А дальше станция и электричка, назад в мой душный Краснодар.

Псекупс у села Безымянного Фото 9. Псекупс

Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал! — Эти слова из песни Высоцкого как нельзя лучше передаёт чувства, рождаемые такими походами. Лучше могут быть только горы, где до сих пор не бывал — есть над чем работать.

Вид на хребет Котх из долины Псекупса Фото 10. Проселочная дорога к Безымянному. На заднем плане Котх

Остановочный пункт электрички в селе Безымянном Фото 11. Остановочный пункт электрички в селе Безымянном

Цифры

Длина маршрута: 13,5 км

Высота точки старта: 148 м

Высота финишной точки: 84 м

Максимальная высота: 406 м

Средний уклон, подъём/спуск: 8,0%/ −7,2%

Максимальная крутизна склона на подъём: 35,0%

Максимальная крутизна склона на спуск: −35,9%

Приведены данные из Гугл Земли. Могут быть неточными.