«Экологическая архитектура» — лекция Анны Броновицкой

Дата публикации: 24 апреля  2024 года

4 апреля побывал на лекции, посвящённой ярким архитектурным проектам, в которых забота об экологии играет ключевую роль.

Второй раз посетил пространство «Импульс спейс» и снова по поводу архитектурной лекции.

Двумя неделями ранее слушал там увлекательный рассказ Людмилы Старостовой про армянский архитектурный авангард, тогда же и увидел анонс лекции Анны Броновицкой.

Сказать что я обрадовался — промолчать! Столько докладов с открытым ртом прослушал на ютубе и никогда бы не подумал, что смогу увидеть и услышать её вживую в нашей армянской провинции. Но, чудеса случаются.

false
false

Анна говорила о трёх вещах: обозначила проблемы связанные с жизнедеятельностью городов и строительством; показала примеры крутых проектов, экспериментирующих с экологичностью; рассказала о некоторых инициативах, реальных и утопичных.

Было интересно послушать о тепловом загрязнении городов. Но если эта проблема мне более-менее знакома, то вот цифра в треть всего загрязнения от строительства и обслуживающих его производств стала новостью. Не думал что настолько всё плохо. Хотя что уж там говорить, одна индустрия производства цемента чего стоит.

Улыбнула фотография из Германии, в которой на естественно растущем газоне стоит табличка: «Здесь цветёт природа и человек. Это не беспорядок, а оздоровительный оазис для насекомых». Чтобы люди не приняли намеренно оставленный нетронутым кусочек природы за недоработку коммунальных служб.

Много крутых проектов было показано.

«Растущий» дом Эдуара Франсуа, известного экспериментатора в деле «зелёной» архитектуры.

«Вертикальный лес» — жилой комплекс из двух башен, в Милане. Проект, в котором на каждом этаже растёт множество специально подобранных растений.

Нереализованный проект города-леса в Китае, от авторов миланских зелёных башен.

Множество мелких решений, наподобие плавающих зелёных островов.

Особенно интересной показалась школа Реджо в Мадриде. Дело в том, что при реализации этого проекта использовали стройматериалы, оставшиеся после остановки ряда строек, вызванной кризисом 2008-го. Но ладно обычные стройматериалы. Почему школа рыжая? Да потому что в облицовке была использована крошка от перемолотых винных пробок. Да, ввиду перехода многих виноделов на закручивающиеся крышки, осталось много, очень много неиспользованной пробки. Её перемололи и использовали в отделке фасада здания!

false
false

Также, в этой школе понравилось решение не закрывать без надобности конструктивные элементы и коммуникации. Таким образом было сэкономлено до 30% стройматериалов. Ну а что, те же вентиляционные магистрали, если сделаны аккуратно вполне себе эстетичны.

В общем много ещё чего увидел, но всё же. Прихожу к выводу, что всё это точечные инициативы, которые показывают как могло бы быть, а массово всё так же клепают по старинке: из кирпича и бетона, задумываясь только об одном: дешевизне.

Этот вопрос как раз прозвучал на небольшой дискуссии после завершения лекции. А ответ прост: всё так, потому что бетон остаётся самой дешёвой ерундой и государства никак не торопятся этому мешать.

А я ещё я поднял вопрос насколько готовы архитекторы допускать естественность природы в городах? Тот же «растущий» дом Франсуа, как я понял, позиционируется как постройка, в которой созданы условия для возникновения естественной растительности и природа самостоятельно формирует зелёную среду вокруг здания. Однако, практика показывает, что если совсем дать волю природе, то она быстро съест всё (привет, заброшки). Сошлись на том, что некоторое вмешательство в процессы и проектирование, конечно, и тут должно быть.

Вот так, думал напишу пару строчек, а к концу подходит второй лист А4.

Очень хорошая лекция была. Спасибо большое Анне за рассказ, а всем причастным за организацию такого классного образовательного мероприятия.


P. S. Не знал куда вставить классный макет Дилижана, вставлю в конец.