«Экологическая архитектура» — лекция Анны Броновицкой
Дата публикации: 24 апреля 2024 года
4 апреля побывал на лекции, посвящённой ярким архитектурным проектам, в которых забота об экологии играет ключевую роль.
Второй раз посетил пространство «Импульс спейс» и снова по поводу архитектурной лекции.
Двумя неделями ранее слушал там увлекательный рассказ Людмилы Старостовой про армянский архитектурный авангард, тогда же и увидел анонс лекции Анны Броновицкой.
Сказать что я обрадовался — промолчать! Столько докладов с открытым ртом прослушал на ютубе и никогда бы не подумал, что смогу увидеть и услышать её вживую в нашей армянской провинции. Но, чудеса случаются.
Анна говорила о трёх вещах: обозначила проблемы связанные с жизнедеятельностью городов и строительством; показала примеры крутых проектов, экспериментирующих с экологичностью; рассказала о некоторых инициативах, реальных и утопичных.
Было интересно послушать о тепловом загрязнении городов. Но если эта проблема мне более-менее знакома, то вот цифра в треть всего загрязнения от строительства и обслуживающих его производств стала новостью. Не думал что настолько всё плохо. Хотя что уж там говорить, одна индустрия производства цемента чего стоит.
Улыбнула фотография из Германии, в которой на естественно растущем газоне стоит табличка: «Здесь цветёт природа и человек. Это не беспорядок, а оздоровительный оазис для насекомых». Чтобы люди не приняли намеренно оставленный нетронутым кусочек природы за недоработку коммунальных служб.
Много крутых проектов было показано.
«Растущий» дом Эдуара Франсуа, известного экспериментатора в деле «зелёной» архитектуры.
«Вертикальный лес» — жилой комплекс из двух башен, в Милане. Проект, в котором на каждом этаже растёт множество специально подобранных растений.
Нереализованный проект города-леса в Китае, от авторов миланских зелёных башен.
Множество мелких решений, наподобие плавающих зелёных островов.
Особенно интересной показалась школа Реджо в Мадриде. Дело в том, что при реализации этого проекта использовали стройматериалы, оставшиеся после остановки ряда строек, вызванной кризисом 2008-го. Но ладно обычные стройматериалы. Почему школа рыжая? Да потому что в облицовке была использована крошка от перемолотых винных пробок. Да, ввиду перехода многих виноделов на закручивающиеся крышки, осталось много, очень много неиспользованной пробки. Её перемололи и использовали в отделке фасада здания!
Также, в этой школе понравилось решение не закрывать без надобности конструктивные элементы и коммуникации. Таким образом было сэкономлено до 30% стройматериалов. Ну а что, те же вентиляционные магистрали, если сделаны аккуратно вполне себе эстетичны.
В общем много ещё чего увидел, но всё же. Прихожу к выводу, что всё это точечные инициативы, которые показывают как могло бы быть, а массово всё так же клепают по старинке: из кирпича и бетона, задумываясь только об одном: дешевизне.
Этот вопрос как раз прозвучал на небольшой дискуссии после завершения лекции. А ответ прост: всё так, потому что бетон остаётся самой дешёвой ерундой и государства никак не торопятся этому мешать.
А я ещё я поднял вопрос насколько готовы архитекторы допускать естественность природы в городах? Тот же «растущий» дом Франсуа, как я понял, позиционируется как постройка, в которой созданы условия для возникновения естественной растительности и природа самостоятельно формирует зелёную среду вокруг здания. Однако, практика показывает, что если совсем дать волю природе, то она быстро съест всё (привет, заброшки). Сошлись на том, что некоторое вмешательство в процессы и проектирование, конечно, и тут должно быть.
Вот так, думал напишу пару строчек, а к концу подходит второй лист А4.
Очень хорошая лекция была. Спасибо большое Анне за рассказ, а всем причастным за организацию такого классного образовательного мероприятия.
P. S. Не знал куда вставить классный макет Дилижана, вставлю в конец.