День читок. «Хач» и «Антарктида» в прочтении театра «Тун Тут»

Дата публикации: 29 августа  2023 года

В прошлые выходные, 19 августа 2023 года, в Гюмри гостили ребята из независимого театрального проекта «Тун Тут», что родился не так давно в Ванадзоре. В тот вечер на площадке Гюмрийского Технологического центра (GTC) они прочли две пьесы драматурга Ульяны Гицаревой.

О «Тун Тут» я ничего раньше не слышал, как и не был знаком с именем Ульяны Гицаревой. Всё потому что я не большой любитель театра и специально не интересуюсь тем, что в этой сфере происходит.

Но тут увидел афишу и задумался: не сходить ли? Всё-таки жизнь в провинции малосольна: событий происходит мало. Так зачем же упускать возможность познакомиться с чем-то новым? В общем, я пошёл и не прогадал.

«Тун Тут» — независимый театральный проект, родившийся не так давно в Ванадзоре. Ребята пока не ставят полноценных спектаклей, в привычном понимании этого слова, а просто читают пьесы. Ну как просто? Уместно ли говорить о том, что передо мной не спектакль лишь потому что текст воспроизводится с бумаги, а не по памяти? Не знаю и отложу этот вопрос. Обо всём по порядку.

В тот вечер перед зрителями предстали две пьесы, обе авторства Ульяны Гицаревой, молодого драматурга из Екатеринбурга. «Хач» — написана в 2014 году, «Антарктида» в 2016-м.

«Хач» шла первой. Это было размышление о «своих» и «чужих», о том как люди делят друг друга на «сорта», в зависимости от национальности, происхождения, социального статуса. Не всем жертвам хватает сил справиться с такой дискриминацией. Кто-то в итоге не выносит и пытается избавиться от своей идентичности, недостаточно высокого «сорта», так сказать. Растворить её совсем или заменить на более «котируемую».

Ксенофобский термин в названии имеет явную локализацию, но автор берет выше проблем определенной страны. Она подсвечивает недуг нетерпимости на глобальном уровне, явно подчеркивая, что стремление к унижению иных — общечеловеческая болезнь.

Второй показали «Антарктиду». Вообще, я едва не пропустил её. Эмоции захлестнули после первой пьесы и я подумал, что этого будет достаточно. В итоге хорошо что остался. Вторая постановка зацепила не меньше.

Товарищ предположил, что «Антарктида» мне понравилась по причине моей любви к путешествиям, природе, стихии. Что? Ну это же самый верхний слой, обложка, вообще не о том речь…

Вторая пьеса прежде всего про столкновение поколений и мировоззрений, про кризис идентичности, побег от себя, потерю и обретение смыслов. Зрелость и молодость, религия и атеизм, оставшаяся в прошлом твоя родная страна и выросшая на её месте новая, непонятная, которой ты по ходу уже не особо-то и нужен — много уместилось в эти 80 минут.

Так, оставлю, пожалуй, осмысление самих произведений. Хочу вернуться к исполнению. Начинал с риторического вопроса: где грань между спектаклем и читкой? Началось представление. Сперва выглядит как чтения. Потом появляются незамысловатые декорации, актёры перемещаются, взаимодействуют не только вербально, но и физически. Довольно быстро листы бумаги растворяются, становятся «прозрачными» и не мешают визуализации действия. Игра на высоте, насколько я могу это оценивать со стороны своего театрального дилетантства. Всё искренне, эмоционально, честно. Ребята — молодцы, увижу поблизости афишу — повторю без раздумий.

На этом закончу со словами и оставлю читателя наедине с фотографиями.