Первая большая прогулка по Гюмри

Щедро сдобренный фотографиями, рассказ об обзорной прогулке по центру второго по величине города Армении.

Прогулка началась возле здания драматического театра Гюмри.

Собакен отдыхает на фоне памятника Аветику Исаакяну, армянскому и советскому поэту и публицисту.

На карте моё внимание привлекает узкая, извилистая улочка Фурманова и я иду к ней.

Любопытная деталь: в Гюмри очень часто счётчики электричества висят гроздьями на улицах, прямо на столбах.

Симпатичный, статный каменный дом.

От него, первым переулком улицы Руставели спускаемся вниз.

Переулок расположился вдоль реки Кумайри (топоним переведён автоматически с карты). К сожалению, берега речки превращены в свалку. Мусор — один из немногих минусов, с которым я столкнулся в Армении. Многие уголки, имеющие большой потенциал, за долгие годы заросли мусорной коростой. Очень хочется верить что рано или поздно получится привести речку в должный вид.

Переулок выводит на улицу Руставели к церкви Сурб Ншан.

Я ещё не очень много посмотрел армянских церквей. Но пока, каждая из тех, которые я видел является произведением искусства, где хочется рассматривать каждую деталь.

Питьевой фонтанчик (пулпулак) на месте.

Начинается прекрасная старая архитектура. Домик на улице Абовяна.

Ух! Какая красота!

Старая дверь. В Гюмри очень много сохранившихся деревянных окон и дверей. Да, многие требуют реставрации, но они по крайней мере есть! Это вам не Краснодар, где культурное наследие во многом уничтожено. Здесь люди умеют ценить красоту и стараются её по возможности сохранять.

Кстати, на фото выше обращает на себя внимание ещё одна деталь — водосток уходит напрямую в канализацию! Нет, так делают не повсеместно, хватает труб, заливающих в дождь тротуары и проезжую часть, но и вот такие примеры грамотного водоотведения присутствуют, что радует.

Здесь я сделал кофейную паузу и заглянул в заведение под названием «Каза Верде».

Потрясающая кафешка с множеством аутентичных деталей, среди которых не всегда разберёшь: что действительно старинное, а что бережно имитирует стиль минувших дней.

Вот, например потрясающей красоты кафельное обрамление зеркала.

А какие милые ставни на окнах. Да и сами окна деревянные!

Кстати, о кофе. Я взял двойной капучино (1600 драм ~ 270 рублей). Окончательно убедился в том, что в Армении если ты берёшь капучино простой, то это скорее всего будет что-то ближе к флэт-вайту в России. Двойной же капучино оказался совсем уж ядерно-крепким. Но вкусным!

После кофе прогулка продолжилась. Вот вид на улицу Руставели.

Зелёный уголок на перекрёстке улиц Руставели и Дживани.

Снова питьевой фонтанчик.

По улице Дживани.

Мимо красивых каменных домов.

Интересных дверей.

Спускаемся к парку «Горки».

Прежде чем пойду показывать парк, расскажу ещё об одном впечатлении. Как уже стало понятно, в Гюмри огромное количество каменных домов. Камень в основной массе тёмный, иногда даже чёрный. От этого меня всё время не покидает чувство, что дома будто сажей вымараны. И если я до них дотронусь, то тут же испачкаюсь. Но нет — стены кристально чистые, а это просто строительный материал такой.

Но а я шёл в парк. Ограда у него чудесна!

Арка на входе.

Парковая аллея

Внутри много разного рода скульптур, бюстов, памятников. Вот, например скрывается в глубине парковой чащи бюст армянского поэта Ованеса Шираза.

Вообще, мне показалось, что в Армении много внимание уделяют культуре. Много памятников, или имён улиц посвящены великим людям искусства, а не политикам или военным начальникам.

Вот ещё один интересный памятник. Правда, я не смог найти кому или чему он посвящён.

Вход в Тумо. Здание представляет собой симбиоз классической и современной архитектуры. Здесь детей и подростков бесплатно учат разным современным профессиям, наподобие программирования или дизайна. В окнах были видны стройные ряды «Аймаков», что намекает на то что оснащён центр весьма недурно.

Знаменитый балкон из фильма «Танго моего детства». Сам по себе выглядит потрясающе, жаль что здание в общем и балкон в частности в таком плачевном состоянии.

Внутри обнаруживается орава щенков с мамой во главе.

Покажу ещё один кадр балкона, с другой стороны, да покрупнее.

Спускаюсь по небольшой улочке.

Попадаются полуразрушенные дома — эхо землетрясения.

Очередная симпатичная входная группа.

А принадлежит она дому на углу улиц Туманяна и Ачемяна — оба литераторы.

Паутина из проводов.

Потрясающей красоты часовня Архангела Михаила, всё из того же чёрного камня.

Но как нам понять что здесь частичка русской культуры? Правильно! Территория будет за забором, на замке. На входе будут таблички «Запрещено!».

Нет, у меня конечно нет никаких вопросов к тому что на территории мемориального комплекса есть правила поведения, но зачем его закрывать и зачем встречать запретами? Воспитанный человек и сам поймёт, что на могилах негоже веселиться, а невоспитанному все эти таблички, что предупреждения о вреде курения на пачке сигарет. Эххх... Когда-нибудь мы научимся быть проще и открытее. Мне очень хочется в это верить.

А я тем временем разворачиваюсь и держу путь к южной оконечности парка «Горки», раскинувшейся на гребне продолговатого холма.

Встречаю собаку-акробата. Да, местные псы в совершенстве освоили искусство урнолазания.

Узкая парковая дорожка.

Выводит к смотровой площадке с потрясающими видами на Гюмри и окрестности.

Ещё одна симпатичная скульптурная композиция в парке.

И девушка с веслом присутствует.

Но больше всего мне понравилась эта скульптура.

Покидаю парк.

Иду по улице Гая, нахожу ещё один памятник архитектуры — жилой дом, построенный в 20-х годах прошлого столетия по проекту архитектора Давида Числиева.

Ещё один вид на очередную улицу старого Гюмри.

Самое сердце города — площадь Варданац и Церковь Христа Всеспасителя.

На саму площадь не иду, сворачиваю на улицу Абовяна.

Кованые ворота, резные двери и окна. Сколько красоты!

Захожу в одну из незапертых дверей. Тёмный узкий проход.

Приводит в жилой внутренний дворик.

Прокат веломобильчиков.

Грустный пёсель провожает взглядом прохожих.

И вот этим вечерним видом на улицу Шираза я завершу мой рассказ.

Категория: «Гуляю»
Опубликовано: 10 мая 2022 года